1 августа 120 лет назад было торжественно освещено здание современного Витебского вокзала

01 августа 2024 г.

Витебский - первый вокзал в Петербурге и России

В 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги в Петербурге было построено одноэтажное деревянное здание вокзала. Первым отправившимся со станции поездом стал паровоз «Проворный» с руководителем строительства железной дороги и инженером Францем Герстнером в качестве машиниста, а также с почётными пассажирами, среди которых был император Николай I.

В 1849 – 1852 годах по проекту архитектора Константина Тона было возведено новое каменное здание станции.

В 1900 – 1904 году по проекту академика архитектуры Станислава Бржозовского с участием инженера Симы Минаша возводится новое здание. 1 августа 1904 года оно было торжественно освящено.

В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Этот вокзал – одно из первых общественных зданий в стиле модерн.

Ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие. Главный северный фасад вокзала выходит на Загородный проспект. Этот фасад простирается от башни с часами с левой стороны до вестибюля и полукруглого перехода к западному фасаду с правой.

Благодаря своему колоритному дебаркадеру, вокзал часто «играет роли» других вокзалов. На Витебском вокзале сняты сцены многих фильмов, в том числе, где действие разворачивается в другом городе и (или) на другом вокзале.

К 120-летию вокзала нами подготовлена виртуальная выставка.