Все сюжеты мировой литературы по Ж. Польти. Часть II

В эстетике не раз высказывалась мысль, что художественное содержание в истории искусства почти не обновляется, - ведь и человеческая жизнь не так уж богата коллизиями. Получила популярность идея Карло Гоцци, утверждавшего, что всю историю мирового искусства можно описать через тридцать шесть повторяющихся сюжетов. В чём с Гоцци соглашались также Шиллер и Гёте. Это же положение обосновывал и Жорж Польти в своём труде «Тридцать шесть драматических ситуаций».

19. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Персонаж жертвует своим положением, честью или даже жизнью во имя чего-то прекрасного, что для него находится в статусе идеала.

20. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ. Отличие такого вида сюжета от предыдущего в том, что автору драматической ситуации не надо так тщательно вырисовывать мотивацию персонажа, так как самопожертвование ради близкого, любимого человека и так ясно объясняет мотив поступка.

21. ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ РАДИ СТРАСТИ. Наиболее часто используемый прием – это жертва своим положением, деньгами или даже семьей ради страсти к женщине или мужчине, то есть по любви, однако вероятны и такие сюжеты, в которых, предмет вожделения – это, например, вино или желание играть в азартные игры.

22. ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ. Этот сюжет наиболее типичен для исторических произведений, современная литература может слабо объяснить мотивацию персонажа, которому необходимо во имя блага всего общества принести в жертву близкого или любимого человека. Однако в более ранней литературе такие сюжеты редкостью не были.

23. СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ. Хотя ситуация и носит название соперничества именно неравных, все же персонажи могут быть почти равными в представленных им силах или даже равными.

24. АДЮЛЬТЕР С УБИЙСТВОМ. Это измена одного из супругов, что приводит не просто к ссоре или разрыву отношений, а к убийству. Причем, вариантов того, кто кому изменил, и кто, в итоге, погиб, множество.

25. АДЮЛЬТЕР БЕЗ УБИЙСТВА. От уже описанной ситуации этой сюжет отличается тем, что измена не влечет за собой смерти одной из сторон истории.

26. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ. Основной конфликт данного сюжета заключается в том, что из-за светлого и прекрасного чувства любви один из персонажей решается на нарушение запретов моральных и нравственных.

9. ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА. В основе ситуации - нарушение неких общепринятых правил или даже табу. Двигателем сюжета может быть линия любой направленности – как любовная, так и социально-общественное недовольство, так и внутренний конфликт главного героя.

27. УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО. Довольно часто этот сюжет приводит к убийству того персонажа, о бесчестии которого узнается, хотя это не обязательный элемент.

28. ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ. Наиболее популярный сюжет драматических произведений, где основная сюжетная линия – любовная.

29. ЛЮБОВЬ К ВРАГУ. Часто этот сюжет называют частным случаем вышеописанной ситуации, однако «Любовь к врагу» отличается, во-первых, точным указанием препятствия, а во-вторых, большим трагизмом истории.

30. ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ. Мотив, двигающий сюжет и создающий конфликт, — это личные качества самого персонажа, который идет на преступление или начинает конфликтовать с обществом или другим персонажем из-за особо развитого чувства честолюбия.

31. БОГОБОРЧЕСТВО. Богоборчество в классификации Польти – одна из самых редких идей. В этом ее огромное преимущество. Что касается самой ситуации, то в ней подразумевается не только сражение против бога или судьбы, но и, например, борьба против самой веры, против верующих в бога.

32. НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Двигатель сюжета – это именно равность или зависть, для автора в такой ситуации главное верно описать появление этого чувства, чтобы читатель или зритель могли осознать и посочувствовать главному герою либо осудить его.

33. СУДЕБНАЯ ОШИБКА. Сюжет связан с тем, что одно лицо незаконно или неверно получило наказание за преступление, которое им не совершалось, а также обязательно имеется человек, действительно виновный в преступлении и некий судебный орган, вынесший этот приговор.

34. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ. Главное для подобной ситуации не в чем состоит действия главного героя, не как оно совершено, и кто в нем участвовал, а то, как он в последствие переживает это событие. На основании этого и строится психологическая драма.

35. ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ. Это хорошая основа для детективной истории: пропадает предмет или персонаж, задача остальных героев отыскать его, а на пути следования и выяснить причину исчезновения.

36. ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ. Главный герой теряет близкого человека насовсем из-за разных обстоятельств, в том числе из-за смерти, или лишь на время, а затем они воссоединяются.