Из истории создания готической повести "Упырь" А. К. Толстого

Готическая повесть Алексея Константиновича Толстого «Упырь» написана им под влиянием произведения «Вампир» Джона Уильяма Полидори. Сюжет родился у Толстого во время путешествия по Италии и посещения города Комо и остановки на вилле Ремонди. Издана повесть в 1841 году, под псевдонимом Красногорский, который Алексей Константинович придумал по названию своей усадьбы Красный Рог в Черниговской губернии (ныне Брянская область), где он жил и работал, а сейчас там открыт музей писателя.

Повесть «Упырь» дважды была экранизирована, в 1967 году сняли польский фильм с одноимённым названием, а в 1991 в прокат вышел советская кинолента «Пьющие кровь» режиссёра Евгения Татарского.

Образ, данный в повести вампирам, хотя автор замечает «… почему называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь, а так как они происхождения чисто славянского…» впоследствии использовал и Михаил Афанасьевич Булгаков в «Мастере и Маргарите». У Толстого герой рассказывает о том, как упыри узнают друг друга: «Заметьте только, как они, встречаясь друг с другом, щёлкают языка. Это по-настоящему не щёлканье, а звук, похожий на тот, который производят губами, когда сосут апельсин. Это их условный знак, и так они друг друга узнают и приветствуют». В «Мастере и Маргарите» встречаем похожее описание, позволяющее узнать в кого был обращён администратор Варенуха свитой Волонда: «Кроме того, полнокровный обычно администратор был теперь бледен меловой нездоровою бледностью, а на шее у него в душную ночь зачем-то было наверчено старенькое полосатое кашне. Если же к этому прибавить появившуюся у администратора за время его отсутствия отвратительную манеру присасывать и причмокивать…»

Само произведение «Упырь» как образчик готической повести содержит множество приёмов готической литературы, здесь есть всё, чтобы от ужаса заледенели нервы читателя. Три сюжетные истории, вплетённые друг в друга, раскрываются подобно матрёшки, где одна история находится в другой, а начинается всё с проклятия, облечённого в балладу:

Как филин поймал летучую мышь,

Когтями сжал ее кости,

Как рыцарь Амвросий с толпой удальцов

К соседу нахлынули в гости.

Не сетуй, хозяйка, и будь веселей,

Сама ж ты впустила веселых гостей!

Дальше мы встречаем и таинственную комнату с призраком из прошлого, и даму на портрете, что как раз и является той неуспокоенной душой, блуждающей в ночи по особняку.

Есть здесь и герой, заключивший опасную сделку с нечистой силой, что стоила ему потери душевного покоя, есть и таинственные рукописи с пророчествами будущих страшных событий, и, конечно же, Италия, мистическая и загадочная, в чьих величественных особняках происходят события многих готических романов.

Другие готические произведения, которые вплетены в повесть Толстого "Упырь":

Э. Т. В. Гофман "Песочный человек", стоит обратить внимание на эпизод гибели Натаниэля и сравнить его с эпизодом гибели Рыбаренко у Толстого;
Э. Т. В. Гофман "Эликсиры Сатаны", путешествие главных героев по Италии и возвращение на родину в двух этих произведения мелодично перекликаются;
Ч. Р. Метьюрин "Мельмот скиталец" и Я. Потоцкий "Рукопись, найденная в Сарагосе" так же как и повесть Толстого содержат множество рассказов в рассказе, наподобие матрёшки;
Н. В. Гоголь "Портрет" и В. Скотт "Комната с гобеленами, или дама в старинном платье" также включают в себя комнату с призраком и портрет, способный оживать в ночное время;
И, конечно, легендарное произведение-памятник готической литературы "Замок Отранто" Х. Уолпола и повесть Толстого, рассказывают таинственную и печальную историю старинного поместья, величественного и пугающего, где за каждой дверью скрывается свой секрет.

Все эти произведения создают неповторимую мистическую атмосферу, и обязательны к прочтению всем ценителям готического романа.

🙋 Подробнее читай в статье " Готическая традиция в прозе А. К. Толстого ("Упырь")".

👉Также полезно будет посетить страницу юбиляра на нашем сайте.