Менеджмент
2025 год
Вестник государственного и муниципального управления
Цель журнала – создание коммуникационной площадки для обсуждения проблем государственного и муниципального управления; эволюции социальных институтов, таких как традиции, мораль, право, семья, общественные объединения, государство и другие, и их влияния на формирование и реализацию реформ в области государственного, муниципального, корпоративного управления, а также аккумулирование исторического развития государственных и социальных институтов. Журнал адресован научному сообществу, студентам, аспирантам и преподавателям, ученым, экспертам и управленцам-практикам.

«Конституция А. П. Рудановского - проект нереализованных инноваций»
В журнале «Вестник государственного и муниципального управления» Т.14 №2, 2025 г. опубликована статья Аронова Д. В. и Ароновой С. А. «Конституция А. П. Рудановского - проект нереализованных инноваций». Цель исследования заключается в анализе проекта конституции начала XX века, разработанного А. П. Рудановским и отражает альтернативные пути развития российского государственного права и политической системы. Методологическую основу составляет сравнительно-исторический анализ, дополненный архивными изысканиями. Такой подход позволил выявить уникальные аспекты проекта, отличавшие его от других конституционных инициатив того периода. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении наследия Рудановского не только как правового документа, но и как свидетельства интеллектуальных поисков российской юриспруденции в предреволюционные годы. Авторами выявляются причины, по которым эти прогрессивные для своего времени идеи так и не были реализованы, несмотря на их потенциальное влияние на конституционные процессы в России. Новизна исследования обусловлена изучением противоречия между новаторским характером проекта и политическими реалиями эпохи. Предложения Рудановского, включавшие децентрализацию власти и расширение гражданских прав, вступали в конфликт с консервативной доктриной самодержавия. Особое внимание уделяется тому, как в тексте сочетались западные правовые принципы и попытки адаптировать их к российской специфике. В заключении делается вывод, что судьба проекта наглядно демонстрирует институциональные барьеры, препятствовавшие модернизации политической системы империи. Изучение подобных нереализованных альтернатив позволяет по-новому осмыслить историю российского конституционализма.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82709850
«Формирование категории золотого стандарта в банковской системе Российской империи в конце XIX - начале XX века»
В журнале «Вестник государственного и муниципального управления» Т.14 №1, 2025 г. опубликована статья Столярова А. А. «Формирование категории золотого стандарта в банковской системе Российской империи в конце XIX - начале XX века». Цель статьи заключается в выявлении особенностей становления представлений о «золотом стандарте» в банковской системе Российской империи. В исследовании анализируется процесс введения золотого монометаллизма в России. Особое внимание уделяется подготовительным этапам этого процесса в России в конце девятнадцатого века. Они включали работы, направленные на создание основы для введения золотого рубля и стабилизации финансовой системы. Руководил реформами С.Ю. Витте. Проблематика статьи заключается в том, что переход к золотому стандарту является дискуссионным предметом в науке. Основной причиной перехода к новой модели служила неразменность кредитного рубля. Несмотря на то, что рубль был конвертируемой валютой, валютные колебания мешали развитию внешней торговли. Методология исследования основывается на комплексном подходе, включающем историко-экономический анализ, методы системного подхода и институционального анализа. Работа опирается на широкий спектр исследовательских материалов и монографическую литературу. Используются ряд первоисточников, включая законодательные акты. В результате исследования делается ряд выводов. Имплементация золотого стандарта в экономику Российской империи в конце XIX века стала важнейшим шагом в процессе модернизации страны. Она укрепила позиции России на мировом рынке. Основным итогом реформы стало введение в обращение кредитного рубля, обеспеченного золотом. Государственный банк был преобразован в единственный эмиссионный центр. Реформа способствовала снижению внутреннего государственного долга на одну треть. Однако для её реализации потребовалось привлечь значительное количество золота через внешние займы. Это увеличило задолженность царского правительства.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80670450
ПОЛИС. Политические исследования
Журнал «ПОЛИС. Политические исследования» издается с 1991 г., выходит 6 раз в год. Журнал является одним из важнейших центров консолидации и структурирования российского политологического сообщества, фактором интеграции российской политической науки в мировую политологию, важным элементом университетского политологического образования в стране. На его страницах активно обсуждаются вопросы политической теории, мирового политического развития, модернизации отечественной политики.

«Цифровая трансформация и искусственный интеллект в преобразовании политического мира»
В журнале «ПОЛИС. Политические исследования» №5, 2025 год опубликована статья Торкунова А. В. «Цифровая трансформация и искусственный интеллект в преобразовании политического мира». Статья посвящена размышлениям над темой, которая, по мнению автора, может стать определяющей для политической науки в ближайшие десятилетия. Это осмысление политических измерений преобразованного посредством цифровизации и искусственного интеллекта (ИИ) социального бытия. Результатом цифровой трансформации и применения алгоритмов ИИ стало кардинальное изменение характера социальной реальности, включая ее политические грани: естественная социальность, казавшаяся неотъемлемым свойством человека как биосоциального вида, уступает место принципиально новому феномену - искусственной социальности, в которой человек взаимодействует не только с себе подобными, но также с искусственно созданными структурами. В этой новой реальности возникают принципиально новые модели и механизмы социально-политического взаимодействия, способные эффективно влиять на массовое сознание. Фундаментальные сдвиги в организации социального бытия рождают новые вызовы системе политологического образования и научных исследований. Если ранее наиболее востребованной метакомпетенцией был навык “учиться учиться”, т.е. самостоятельно осваивать новое знание, то сегодня такой метакомпетенцией выступает принцип “учиться меняться”, т.е. уметь управлять изменениями и инновациями. Не менее важно переосмысление понятий “власть” и “политическая субъектность”. Ключевыми темами политической науки могут стать изучение алгоритмов как новых форм управления и глобальная геополитика искусственной социальности. Еще одним значимым измерением предстает этическая задача разработки нормативных рамок для регулирования взаимодействий между людьми и искусственными агентами. Соответственно, новые вызовы требуют новых методологических ракурсов и методных практик. Таким образом, искусственная социальность - это не просто вызов для социальных наук в целом и политологии в частности, это уникальная возможность для трансформации и переформатирования политического знания. Изучение искусственной социальности может открыть новые горизонты для политической науки.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82903764
«Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “Вконтакте” на примере СЗФО РФ)»
В журнале «ПОЛИС. Политические исследования» №3, 2025 год опубликована статья коллектива авторов «Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “Вконтакте” на примере СЗФО РФ)». Рассматриваются региональные особенности организации опросов населения в госпабликах муниципальных образований Северо-Западного федерального округа в социальной сети “ВКонтакте”. Исследование состояло из нескольких этапов: 1) формирование базы данных госпабликов муниципальных образований во “ВКонтакте”; 2) автоматизированный сбор опросов; 3) классификация опросов по содержанию и по времени; 4) определение межрегиональных различий и сходств. Выявлены следующие сферы, которых касаются опросы: социальная, экономическая, политическая и развлекательная. За исследуемый период с 2011 по 2023 г. в рассматриваемых регионах наблюдается положительная динамика числа опросов. В госпабликах районов и округов преобладает развлекательная сфера, а в поселениях - социальная. Анализ данных показал, что проведение опросов в госпабликах поселений по сравнению с госпабликами районов и округов в большей степени нацелено на решение конкретных проблем территорий. При этом на уровне поселений превалируют вопросы о будущем, что объясняется, например, появлением и развитием практик инициативного бюджетирования. На примере опросов по тематике маркетинга региона показано, что опрос - не только удобный способ коммуникации с населением при выборе бренда, но и возможность узнать мнение жителей и получить одобрение на изменения. Опросы в госпабликах могут рассматриваться как инструмент краудсорсинга, который способствует повышению общественного участия в жизни муниципального образования.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82356322
«Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи»
В журнале «ПОЛИС. Политические исследования» №2, 2025 год опубликована статья коллектива авторов «Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи». Исследование посвящено изучению образа идеального (социально одобряемого) губернатора в среде российской молодежи посредством оценки эффективности его деятельности, личностных качеств и коммуникации в блогах. С применением авторских экспресс-методов проведено онлайн-исследование респондентов в возрасте 18-35 лет в 2022 и 2024 гг. (дополнительно в качестве контрольной группы в 2024 г. опрошены 223 человека старше 36 лет) - с учетом политических ценностей респондентов и степени их зависимости от социальных сетей. Результаты показали, что образ идеального губернатора у молодежи окрашен качествами морального и функционального авторитета, требования к которому в 2024 г. повысились. Деятельность губернаторов оценивается в большей степени по результатам их работы (особенно в области социальной поддержки населения, развития промышленности и инфраструктуры), а не по политической ориентации и эффективности коммуникации в блоге. Тем не менее качество политической коммуникации в блогосфере имеет значение для молодежи, особенно проявляющей зависимость от социальных сетей. Предпочтения и оценка эффективности коммуникации губернатора в блоге связаны также с политическими ценностями респондентов. Зависимость от социальных сетей оказалась выше у молодежи, чем у представителей старшего поколения, но к 2024 г. она снизилась в сравнении с 2022 г. Полученные оригинальными психологическими методами данные не противоречат результатам других авторов и могут быть использованы в практической деятельности, в частности в мониторинге образа региональной власти на фоне новых вызовов в жизни страны.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80509090
«Понимать, чтобы взаимодействовать: специфика НКО и политика межсекторного сотрудничества»
В журнале «ПОЛИС. Политические исследования» №1, 2025 год опубликована статья Якобсон Л. И. и Ивановой Н. В. «Понимать, чтобы взаимодействовать: специфика НКО и политика межсекторного сотрудничества». Цель статьи состоит в определении возможностей более конструктивного взаимодействия государства с негосударственными некоммерческими организациями (НКО) в случаях совпадения их интересов. Показано, что политика государства могла бы стать более эффективной, если бы полнее учитывалось научное знание о сильных и слабых сторонах НКО. Этот вывод получен на основе сопоставления российских реалий с апробированными за рубежом теориями, которые объясняют специфику НКО по сравнению с организациями коммерческого и государственного секторов и позволяют идентифицировать предпосылки успешного развития некоммерческого сектора. Ключевое значение в данном случае имеют специфические особенности мотивации, присущие НКО при условии реального, а не декларативного соответствия требованиям, очерчивающим место этих организаций в общей совокупности юридических лиц. Сопоставление позволило выявить конкретные недостатки проводимой политики, коренящиеся в фактическом отсутствии четкого разграничения между секторами, которое препятствует целенаправленному использованию сравнительных преимуществ, присущих каждому из них, а также в недооценке потенциала некоммерческого сектора как источника инноваций и в пренебрежении значимостью корпоративного управления НКО, адекватного особенностям этих организаций. В завершающей части статьи обосновывается целесообразность такого способа перехода к более рациональной модели функционирования некоммерческого сектора, при котором государство, избегая ломки сложившихся вариантов действий, стимулировало бы постепенное освоение более прогрессивных.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80253717