Менеджмент

2025 год

Вестник государственного и муниципального управления

Цель журнала – создание коммуникационной площадки для обсуждения проблем государственного и муниципального управления; эволюции социальных институтов, таких как традиции, мораль, право, семья, общественные объединения, государство и другие, и их влияния на формирование и реализацию реформ в области государственного, муниципального, корпоративного управления, а также аккумулирование исторического развития государственных и социальных институтов. Журнал адресован научному сообществу, студентам, аспирантам и преподавателям, ученым, экспертам и управленцам-практикам.


«Формирование категории золотого стандарта в банковской системе Российской империи в конце XIX - начале XX века»

В журнале «Вестник государственного и муниципального управления» Т.14 №1, 2025 г. опубликована статья Столярова А. А. «Формирование категории золотого стандарта в банковской системе Российской империи в конце XIX - начале XX века». Цель статьи заключается в выявлении особенностей становления представлений о «золотом стандарте» в банковской системе Российской империи. В исследовании анализируется процесс введения золотого монометаллизма в России. Особое внимание уделяется подготовительным этапам этого процесса в России в конце девятнадцатого века. Они включали работы, направленные на создание основы для введения золотого рубля и стабилизации финансовой системы. Руководил реформами С.Ю. Витте. Проблематика статьи заключается в том, что переход к золотому стандарту является дискуссионным предметом в науке. Основной причиной перехода к новой модели служила неразменность кредитного рубля. Несмотря на то, что рубль был конвертируемой валютой, валютные колебания мешали развитию внешней торговли. Методология исследования основывается на комплексном подходе, включающем историко-экономический анализ, методы системного подхода и институционального анализа. Работа опирается на широкий спектр исследовательских материалов и монографическую литературу. Используются ряд первоисточников, включая законодательные акты. В результате исследования делается ряд выводов. Имплементация золотого стандарта в экономику Российской империи в конце XIX века стала важнейшим шагом в процессе модернизации страны. Она укрепила позиции России на мировом рынке. Основным итогом реформы стало введение в обращение кредитного рубля, обеспеченного золотом. Государственный банк был преобразован в единственный эмиссионный центр. Реформа способствовала снижению внутреннего государственного долга на одну треть. Однако для её реализации потребовалось привлечь значительное количество золота через внешние займы. Это увеличило задолженность царского правительства.

Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80670450


ПОЛИС. Политические исследования

Журнал «ПОЛИС. Политические исследования» издается с 1991 г., выходит 6 раз в год. Журнал является одним из важнейших центров консолидации и структурирования российского политологического сообщества, фактором интеграции российской политической науки в мировую политологию, важным элементом университетского политологического образования в стране. На его страницах активно обсуждаются вопросы политической теории, мирового политического развития, модернизации отечественной политики.


«Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи»

В журнале «ПОЛИС. Политические исследования» №2, 2025 год опубликована статья коллектива авторов «Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи». Исследование посвящено изучению образа идеального (социально одобряемого) губернатора в среде российской молодежи посредством оценки эффективности его деятельности, личностных качеств и коммуникации в блогах. С применением авторских экспресс-методов проведено онлайн-исследование респондентов в возрасте 18-35 лет в 2022 и 2024 гг. (дополнительно в качестве контрольной группы в 2024 г. опрошены 223 человека старше 36 лет) - с учетом политических ценностей респондентов и степени их зависимости от социальных сетей. Результаты показали, что образ идеального губернатора у молодежи окрашен качествами морального и функционального авторитета, требования к которому в 2024 г. повысились. Деятельность губернаторов оценивается в большей степени по результатам их работы (особенно в области социальной поддержки населения, развития промышленности и инфраструктуры), а не по политической ориентации и эффективности коммуникации в блоге. Тем не менее качество политической коммуникации в блогосфере имеет значение для молодежи, особенно проявляющей зависимость от социальных сетей. Предпочтения и оценка эффективности коммуникации губернатора в блоге связаны также с политическими ценностями респондентов. Зависимость от социальных сетей оказалась выше у молодежи, чем у представителей старшего поколения, но к 2024 г. она снизилась в сравнении с 2022 г. Полученные оригинальными психологическими методами данные не противоречат результатам других авторов и могут быть использованы в практической деятельности, в частности в мониторинге образа региональной власти на фоне новых вызовов в жизни страны.

Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80509090


«Понимать, чтобы взаимодействовать: специфика НКО и политика межсекторного сотрудничества»

В журнале «ПОЛИС. Политические исследования» №1, 2025 год опубликована статья Якобсон Л. И. и Ивановой Н. В. «Понимать, чтобы взаимодействовать: специфика НКО и политика межсекторного сотрудничества». Цель статьи состоит в определении возможностей более конструктивного взаимодействия государства с негосударственными некоммерческими организациями (НКО) в случаях совпадения их интересов. Показано, что политика государства могла бы стать более эффективной, если бы полнее учитывалось научное знание о сильных и слабых сторонах НКО. Этот вывод получен на основе сопоставления российских реалий с апробированными за рубежом теориями, которые объясняют специфику НКО по сравнению с организациями коммерческого и государственного секторов и позволяют идентифицировать предпосылки успешного развития некоммерческого сектора. Ключевое значение в данном случае имеют специфические особенности мотивации, присущие НКО при условии реального, а не декларативного соответствия требованиям, очерчивающим место этих организаций в общей совокупности юридических лиц. Сопоставление позволило выявить конкретные недостатки проводимой политики, коренящиеся в фактическом отсутствии четкого разграничения между секторами, которое препятствует целенаправленному использованию сравнительных преимуществ, присущих каждому из них, а также в недооценке потенциала некоммерческого сектора как источника инноваций и в пренебрежении значимостью корпоративного управления НКО, адекватного особенностям этих организаций. В завершающей части статьи обосновывается целесообразность такого способа перехода к более рациональной модели функционирования некоммерческого сектора, при котором государство, избегая ломки сложившихся вариантов действий, стимулировало бы постепенное освоение более прогрессивных.

Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80253717