Психология. Педагогика
2024 год
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология
Журнал «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» выходит в свет с 1977 г. На страницах журнала печатаются материалы, содержащие результаты теоретических, экспериментальных, методологических, обзорно-аналитических, прикладных и других разнообразных исследований, проводимых на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в других научных организациях и вузах России и зарубежья.
Журнал ориентирован на специалистов в области психологических наук, а также на представителей смежных профессий.
«Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5-7 лет»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №4, 2024 г. опубликована статья коллектива авторов «Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5-7 лет». Идея Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта продолжает развиваться на эмпирическом материале. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, что влияет на социальную и академическую эффективность. Знания о взаимосвязи между речевым и эмоциональным развитием в рамках социальной ситуации развития помогают лучше понимать особенности развития дошкольников в целом и разрабатывать необходимые корректирующие программы. Было установлено, что возраст значимо связан с показателями объема общего и эмоционального словаря, а также с пониманием эмоций по всем выделенным аспектам. Различные уровни понимания эмоций имеют различные взаимосвязи со словарным запасом, как общим, так и эмоциональным. Важным результатом является выявление значимости вклада в понимание эмоций активного, а не пассивного эмоционального словаря, что позволяет предположить значимую роль вербализации эмоционального состояния, помогающей дошкольникам лучше понять эмоцию. Исследование показало, что речевое развитие оказывает влияние на понимание эмоций в дошкольном возрасте. При этом с возрастом происходит увеличение объема общего и эмоционального словарного запаса детей, а также способности к пониманию эмоций.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510367
«Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №3, 2024 г. опубликована статья коллектива авторов «Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии». В исследовании рассматривается роль контроля и поддержки автономии как двух наиболее важных факторов родительского воспитания. Научный анализ последствий родительского контроля и поддержки автономии необходим как для углубления теоретических представлений о роли автономии в детско-родительских отношениях, так и для разработки обоснованных практических рекомендаций. Подтвердилась гипотеза о позитивной связи поддержки автономии родителями в детстве с академическими достижениями студентов, опосредованной внутренней учебной мотивацией. Показано, что контролирующий стиль воспитания является предиктором экстернальной мотивации и амотивации студентов вузов, в свою очередь негативно связанных со всеми тремя типами внутренней мотивации. Результаты исследования свидетельствуют о важной роли родительских практик, характеризующих психологически зрелые детско-родительские отношения для (де)мотивации и успешности учебной деятельности студентов. В частности, показано большое значение поддержки автономии ребенка и негативный вклад родительского контроля на значительно более поздних этапах социализации, чем детство, - на этапе начинающейся взрослости.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510397
«Отношение педагогов и психологов к игрушке: историческая динамика ценностных ориентиров в России»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №2, 2024 г. опубликована статья Рябковой И. А. и Мазманянц М. Г. «Отношение педагогов и психологов к игрушке: историческая динамика ценностных ориентиров в России». Цель данной статьи, изучить динамику отношения к игрушке на протяжении конца XIX - начала XXI в. Вместе с игрушками, которые общество предлагает для детской игры, транслируются ценностные ориентиры этого общества. Детская игра зависит от идеологии взрослых, их представлений об устройстве игры, ее значении и месте в жизни ребенка. Отношение к игрушкам отражает отношение взрослых к детям и меняется вместе с социокультурной ситуацией. Изучение этой динамики необходимо как для расширения научных представлений об игрушке, так и для понимания того, какой вклад вносят взрослые в построение феномена детства. В ходе исследования обнаружены два сдвига в отношении к игрушке, обусловленных изменениями социокультурной ситуации в стране: первый связан с революцией и возникновением СССР, а второй - с перестройкой и распадом СССР. В конце XIX - начале XX в. игрушка - это любой предмет, используемый в игре, хорошая игрушка - самодельная игрушка, а чтобы правильно выбрать игрушки, нужно изучать игровые потребности ребенка. С возникновением СССР игрушки - средство воспитания и обучения, поэтому их нужно выбирать, ориентируясь на цели коммунизма: играя с ними, ребенок становится советским гражданином. Под игрушками теперь понимаются те, что создаются взрослыми детям, а хорошие игрушки - те, что способствуют формированию такого человека. С распадом СССР растет плюрализм мнений в сфере игры и игрушки. Увеличивается число исследований в этой области и появляется представление о необходимости создания объективной оценки игрушек. В исследовании показана динамика отношения педагогов и психологов к игрушке в условиях смены социокультурных ситуаций.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67921519
«Особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №1, 2024 г. опубликована статья Мельниковой О. Т. и Нестеровой Е. М. «Особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах». Сегодня наблюдается тенденция внедрения онлайн-коммуникации в сферу научных исследований. Развитие данного тренда в социальной психологии ускорили пандемия COVID-19 и требования социального дистанцирования, затрудняющие применение качественных методов в очном формате. Использование фокус-групп в онлайн-формате стало актуальным для исследователей еще до начала пандемии, и сейчас практическая значимость изучения онлайн фокус-групп только увеличивается. В статье выделены категории, отражающие особенности взаимодействия участников на каждом из этапов групповой дискуссии в онлайн и в очных фокус-группах. Выявлены особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63953917
Современные гуманитарные исследования
Журнал выходит с 2004 года, публикуя научные статьи по гуманитарным дисциплинам. Основными разделами издания являются: История и археология, экономика, философия, юриспруденция, педагогика, языкознание.
«Роль английской литературы в воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку в процессе дополнительного образования»
В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 2, 2024 г. опубликована статья Купряшина С. А. и Шленской Н. М. «Роль английской литературы в воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку в процессе дополнительного образования». Воспитание младших школьников на факультативных уроках английского языка через изучение английской литературы представляет собой уникальный и важный аспект обучения. Цель статьи - рассмотреть особенности обучения младших школьников иностранному языку на основе работы с художественной литературой на примере сказки Беатрис Поттер «The Tale of Peter Rabbit”. Работа с художественной литературой помогает не только развить у детей навыки чтения текста, а также учит их определять заложенный в тексте глубокий смысл и развить словарный запас. Классическая английская литература также помогает сформировать у детей понятия о духовных и нравственных ценностях, научиться сопереживанию. Эмотивная лексика помогает учащимся понять чувства и состояния главных героев. Изучение английской литературы способствует развитию культурной грамотности учащихся, углубляет их понимание мировой литературы, истории и культуры англоязычных стран. Это может способствовать формированию нравственных ценностей и открытого отношения к миру.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67318727