Психология. Педагогика
2025 год
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология
Журнал «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» выходит в свет с 1977 г. На страницах журнала печатаются материалы, содержащие результаты теоретических, экспериментальных, методологических, обзорно-аналитических, прикладных и других разнообразных исследований, проводимых на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в других научных организациях и вузах России и зарубежья.
Журнал ориентирован на специалистов в области психологических наук, а также на представителей смежных профессий.

«Роль двигательного уподобления звучащей музыке в становлении музыкального переживания»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.48 №3, 2025 г. опубликована статья коллектива авторов «Роль двигательного уподобления звучащей музыке в становлении музыкального переживания». Участие моторного компонента в восприятии музыкальной интонации подчеркивается ведущими исследователями в области музыкальной психологии и музыковедения. Однако имеющиеся теоретические предположения требуют эмпирического исследования и подтверждения. Целью исследования стала проверка гипотезы о роли двигательного уподобления в формировании музыкального восприятия. Предполагается, что благодаря двигательному проживанию музыки увеличивается эмоционально-личностная вовлеченность слушающего. В результате исследования выявили, что восприятие музыки с двигательным уподоблением ей характеризуется большей эмоционально-личностной вовлеченностью слушателя: изменяется отношение к музыке, подчеркивается связь субъекта с музыкой, личностная значимость переживаемого содержания музыки. Демонстрируется роль двигательного уподобления для актуализации способности воспринимать интонационное развитие в музыкальном произведении. В описаниях участников, слушавших музыку без движения, при повторном прослушивании изменения преимущественно связаны с преобразованием зрительных образов.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=82727754
«Механизмы отчуждения моральной ответственности: априорная вероятность и личностные предикторы»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.48 №2, 2025 г. опубликована статья коллектива авторов «Механизмы отчуждения моральной ответственности: априорная вероятность и личностные предикторы». В статье анализируются, применяемые для защитного оправдания аморальных поступков механизмы отчуждения моральной ответственности (ОМО). Отчуждение моральной ответственности (ОМО) с одной стороны, провоцируют неэтичное поведение, а с другой - препятствуют его прямой коррекции. Таким образом, исследование факторов, лежащих в основе данных механизмов, актуально как с теоретической, так и с практической точки зрения. На основании полученных результатов можно заключить, что отчуждение моральной ответственности чаще всего проявляется через защитный механизм обвинения жертвы, что связано, по всей видимости, с большей когнитивной легкостью его формирования. Разные по силе и качеству вклады личностных черт, эмпатии и эмоционального интеллекта в отдельные локусы ОМО показывают, что поведенческий локус в большей степени обусловлен личностными чертами, локус актора - когнитивными особенностями, а локус жертвы определяется как личностными, так и когнитивными особенностями субъекта. Обнаруженные закономерности могут быть полезны в практической работе с убеждениями, оправдывающими аморальное поведение.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=82467946
«Цифровые предикторы психологического благополучия молодежи в реальном и виртуальном мирах»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.48 №1, 2025 г. опубликована статья коллектива авторов «Цифровые предикторы психологического благополучия молодежи в реальном и виртуальном мирах». Цифровые трансформации существенно преобразили повседневность современного человека, что определило все возрастающее внимание общества и исследователей к роли цифровых технологий в психологическом благополучии отдельной личности, различных групп, а также целых поколений, в первую очередь молодежи - самых активных пользователей Интернета. Статья посвящена изучению роли доступа к технологиям, пользовательской активности, отношения к технологиям, цифровой компетентности, самоуправления цифровыми инструментами и жизнестойкости в удовлетворенности жизнью в виртуальном и реальном мирах у молодых людей.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80437912
Современные гуманитарные исследования
Журнал выходит с 2004 года, публикуя научные статьи по гуманитарным дисциплинам. Основными разделами издания являются: История и археология, экономика, философия, юриспруденция, педагогика, языкознание.

«Исследование проблем психического здоровья сельских детей, оставшихся без попечения родителей»
В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 3 (124), 2025 г. опубликована статья Цзэн Ш. «Исследование проблем психического здоровья сельских детей, оставшихся без попечения родителей». Современные проблемы психического здоровья сельских детей, оставшихся без родительского попечения, проявляются преимущественно в эмоциональной лабильности, нарушениях социальной адаптации, искажениях самоидентификации, девиациях морально-поведенческого характера, а также повышенных рисках соматизации психологических расстройств. Формирование указанных нарушений детерминировано комплексом факторов, включающим семейные, образовательные, социальные и индивидуально-личностные аспекты.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=82900302
«Обоснование актуальности изучения социокультурных институтов нравственной социализации молодежи»
В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 2 (123), 2025 г. опубликована статья Соловей Л. В. и Клименко А. А. «Обоснование актуальности изучения социокультурных институтов нравственной социализации молодежи». Целью данного исследования является изучение современных подходов к пониманию социокультурной деятельности личности, которая является не только ее качественной характеристикой, но и отражает ее нравственную готовность создавать, воспроизводить, сохранять и транслировать смыслы и ценности, регулирующие общественные отношения в период социокультурных изменений. В данном контексте актуальность работы заключается в приобщении молодого поколения к общественной активности, саморазвитию и готовности к нравственному выбору, способному определять дальнейший путь молодого человека в контексте стабильного социального развития страны. В период интенсивных изменений интересов молодежи, важную роль должны взять на себя учреждения социокультурных институтов, которые являются местом проведения досуга и коммуникаций молодежи, инкубатором идей и компетенций, площадкой формирования социальных связей с внешним миром, в которых происходят социализационные процессы на уровне общения, проявления самосознания, выполнения социокультурной деятельности и пр.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=82387774
«Реализация принципа профессиональной направленности в обучении иностранному языку в техническом вузе»
В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 1 (122), 2025 г. опубликована статья Симаковой Н. А и Смирновой Т. П. «Реализация принципа профессиональной направленности в обучении иностранному языку в техническом вузе». Статья посвящена формированию профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. В ней обоснован профессионально-ориентированный подход при обучении студентов технических вузов. Рассмотрены методические принципы в контексте принципа профессиональной направленности, показаны способы создания профессиональной направленности. Уделяется внимание развитию межпредметных связей и формированию профессионально-коммуникативной компетенции.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80424185