Психология. Педагогика

Вестник Московского университета. Серия 14: Психология

Журнал «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» выходит в свет с 1977 г. На страницах журнала печатаются материалы, содержащие результаты теоретических, экспериментальных, методологических, обзорно-аналитических, прикладных и других разнообразных исследований, проводимых на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в других научных организациях и вузах России и зарубежья.

Журнал ориентирован на специалистов в области психологических наук, а также на представителей смежных профессий.


«О различном вкладе личностных характеристик в компоненты субъективного благополучия»

В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.46 №3, 2023 г. опубликована статья коллектива авторов «О различном вкладе личностных характеристик в компоненты субъективного благополучия». В связи с глобальными переменами и возрастающей социокультурной неопределенностью становится важным определить, какие личностные характеристики позволяют человеку поддерживать высокий уровень субъективного благополучия в современных условиях. Цель. Определение вклада личностных характеристик (перфекционизма, стратегий совладания и толерантности к неопределенности) в компоненты субъективного благополучия (удовлетворенность жизнью и субъективное счастье). Респондентам предлагались 6 опросных методик: «3-факторный опросник перфекционизма», «Сокращенный опросник проактивного копинга», «Методика диагностики стресс-совладания» Д. Амирхана, «Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника» С. Баднера, «Шкала субъективного счастья» С. Любомирски и «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера. Статистическая обработка данных выполнялась с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 23 с применением регрессионного анализа и анализа модерации. В исследовании приняли участие 142 респондента (123 девушки, 19 юношей), студенты Финансового университета при Правительстве РФ города Москвы (средний возраст = 19,32, SD = 0,644). В ходе исследования был выявлен вклад таких личностных характеристик, как проактивные стратегии совладания (проактивное совладание, поиск эмоциональной поддержки) и компонента перфекционизма «негативное селектирование…» в уровень субъективного благополучия. Также выявлено, что проактивное совладание нивелирует связь перфекционизма и субъективного благополучия.

Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54485734


«Влияние внешней когнитивной оценки на интенсивность навязчивых воспоминаний»

В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» №1, 2023 г. опубликована статья Шмариной Т. А. и Блиновой Л. Д.«Влияние внешней когнитивной оценки на интенсивность навязчивых воспоминаний». Симптомы навязчивого повторения или «вторжения» (нежелательные мысли, флешбэки, образы, тревожные сны, ночные кошмары) часто рассматриваются в качестве отличительной черты пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР). Когнитивные модели позволяют утверждать, что симптомы ПТСР стимулируются и приобретают хронический характер из-за чрезмерно негативной оценки травматического опыта и/или его последствий. Актуальность исследования также обусловлена возможностью использования внешних оценок в качестве инструмента ранней психологической помощи. Цель. Повторить исследование Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) о степени влияния различных типов внешней когнитивной оценки навязчивых воспоминаний на частоту и интенсивность их последующего возникновения, тем самым создав в России прецедент исследования травматического стресса в лабораторных условиях. В исследовании приняли участие 30 здоровых студентов-психологов, результаты уровня стресса которых не превышали уровня нормативных значений. Главным методом исследования являлся эксперимент, в ходе которого участникам, получившим 1 из 2-х предварительных текстов инструкций, дающих либо доброжелательную, либо контрольную оценку навязчивым воспоминаниям, предлагался фильм, содержащий кадры реального дорожно-транспортного происшествия (ДТП). После просмотра травматического фильма участники решали задачу на когнитивную интерференцию, а далее фиксировалось наличие/отсутствие и уровень интенсивности навязчивых воспоминаний, для чего применялась субшкала «вторжений» «Шкалы оценки влияния травматического события» (IES-R), а также использовались два вопроса об убеждениях в отношении вторжений. Результаты и выводы исследования описаны в статье.

Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50350163


«Видеоигры и агрессия: основные тенденции зарубежных исследований»

В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» №3, 2022 г. опубликована статья Пономаревой Е. С. «Видеоигры и агрессия: основные тенденции зарубежных исследований». В настоящее время информационные технологии интенсивно развиваются. Становятся актуальными проблемы, связанные с их воздействием на психическое развитие человека. Один из частных вопросов, интересующих исследователей - это взаимосвязь увлеченности видеоиграми и агрессии. Также исследователями отмечается противоречивость получаемых результатов и необходимость более глубокого рассмотрения проблемы. Определение особенностей разработки проблемы взаимосвязи увлеченности видеоиграми и агрессивных тенденций в тематических направлениях, которые она затрагивает. Этот обзор построен на материале статей, индексируемых в Scopus. Сбор и анализ данных проводился с использованием инструментов онлайн-платформ Scopus и SciVal. Представлена общая характеристика статей, соответствующих теме связи увлеченности видеоиграми и агрессии. Исследователями обсуждаются вопросы более глубокой проработки связи увлеченности видеоиграми и агрессии. Просматриваются тенденции, касающиеся изучения агрессии в реальной и виртуальной среде (в частности, буллинга и кибербуллинга), расовых и гендерных стереотипов, агрессивных тенденций на фоне игрового расстройства.

Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=49765554


«Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа»

В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» № 2, 2022 год опубликована статья коллектива авторов «Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа»

В мировой науке накоплен и продолжает интенсивно наращиваться большой массив данных о культурном опосредовании идентичности: результаты исследований, полученные в разных социокультурных контекстах, свидетельствуют о том, что использование социальных сетей представителями молодого поколения, их поведение в интернете, влияние интернета и социальных медиа на идентичность во многом зависят от культурных особенностей конкретного общества. Показано, что ставшая повседневной интернет-активность цифрового поколения (создание пользовательских профилей, размещение сообщений, переписка с друзьями, комментарии и «лайки» и др.) прочно связана у молодежи с анализом собственной идентичности, отношениями со сверстниками, участием в жизни общества и самовыражением, что делает актуальным и необходимым обращение к анализу социальных медиа для изучения вопросов социализации и формирования идентичности.

Появившиеся благодаря социальным медиа новые способы самовыражения создают уникальную среду для развития идентичности и самораскрытия и позволяют «примерить» различные идентичности без обязательного закрепления их в реальном мире. Амбивалентная природа развития идентичности в условиях цифровой среды обнаруживается как в новых преимуществах, так и в новых рисках для подрастающих поколений: экспериментирование с новыми идентичностями онлайн может оказывать стимулирующее влияние, способствующее более глубокому познанию себя и самораскрытию, но также приводить к отчуждению и изоляции. Данный обзор будет способствовать углубленному изучению глобальных и культурно обусловленных тенденций развития идентичности цифрового поколения на современном этапе культурно-исторической эволюции общества и позволит наметить перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа для изучения этих тенденций. Выводы. В статье рассмотрены современные представления об особенностях развития идентичности молодого поколения в связи с интернетактивностью и использованием социальных медиа; проанализированы результаты исследований, свидетельствующие о культурной опосредованности онлайн-идентичности; продемонстрированы возможности и ограничения анализа интернет-активности и социальных медиа в исследовании идентичности, обобщены рекомендации по их эффективному и соответствующему этическим нормам использованию и совмещению анализа больших данных и результатов традиционных социально-психологических исследований.

Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=49448548


Современные гуманитарные исследования

Журнал «Современные гуманитарные исследования» выходит с 2004 года, публикуя научные статьи по гуманитарным дисциплинам. Основными разделами издания являются: История и археология, экономика, философия, юриспруденция, педагогика, языкознание.


«Ценностная составляющая социальной идентичности в прогнозировании социального взаимодействия»

В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 5, 2022 год опубликована статья Динова Е. Н. «Ценностная составляющая социальной идентичности в прогнозировании социального взаимодействия». В статье проведен анализ статей и научных работ, которые были написаны в рамках теории социальной идентичности с целью изучения роли ценностной составляющей в межгрупповом взаимодействии. Результаты анализа научной литературы показали, что ценностный компонент социальной идентичности является неотъемлемой составной частью всех видов социальной идентичности, определяя их актуальность и значимость в структуре личностной идентичности и «Я-концепции».

Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=49854988


«Дистанционное обучение: мифы и реальность»

В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 1, 2022 год опубликована статья Зориной В. В. «Дистанционное обучение: мифы и реальность».
В данной статье представлен обзор современных педагогических исследований, посвященных вопросам дистанционного обучения. Установлено, что в структуре современного педагогического процесса изменились как образовательная среда, так и обучающийся. Дистанционное обучение - это тот вызов, с которым должны успешно справиться все участники образовательного процесса.

Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48173600