Улица Егорова, 26

Неподалеку от Обводного канала, на улице Егорова (до 1921 г. – Тарасов пер.), находится яркий образец стиля «кирпичный модерн». Необычен не только экстерьер этого здания, но и его история. Это – бывшее здание Попечительства Императорского человеколюбивого общества.


Императорское человеколюбивое общество являлось крупнейшей благотворительной организацией дореволюционной России. Оно было основано в 1802-м году рескриптом Александра I как «Благодетельное общество» для «вспоможения всякого рода» нуждающимся за счет добровольных пожертвований. К началу прошлого века в его ведении состояло более 200 благотворительных заведений, расположенных по всей России.
10 мая 1883 года Советом общества было учреждено «Попечительство Императорского человеколюбивого общества для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей» (первоначальное название – «Попечительство над детьми, отданными Императорским Человеколюбивым обществом в ученье») под покровительством Императрицы Александры Федоровны. Здесь принимались разнообразные пожертвования.
Дети старше 12 лет и «окончившие первоначальное обучение в приютах или школах» устраивались с помощью Попечительства  в частные ремесленные мастерские, при этом детей снабжали одеждой, бельем, обувью, следили за состоянием их здоровья. По окончании обучения выдавались деньги «на первоначальное обзаведение». Попечительство вносило плату за малолетних детей в приюты и школы других ведомств, оказывало «пособие бедным семействам на прокормление и воспитание малолетних детей. При Попечительстве  существовал приют на 30 человек.В 1899 для Попечительства был куплен дом на Каменностровском пр., 55/29. Здесь был устроен приют, годовая пропускная способность которого составляла 400 детей. В 1902-м году состоялась церемония закладки нового здания, а в 1903-м году был объявлен архитектурный конкурс на разработку его проекта.
Конкурс проводило Общество гражданских инженеров, а в жюри вошли такие инженеры, как Г. В. Барановский, С. П. Галензовский, М. Ф. Гейслер, Н. В. Дмитриев, Вас. А. Косяков, А. К. Павловский, Б. К. Правдзик, Л. В. Шмеллинг. Выделялось четыре премии (премированные проекты поступали в собственность Попечительства).
Согласно плану, Попечительство представляло собой целый комплекс помещений разнообразного назначения: административной части и зала общих собраний, жилья для служащих, общежития учеников-ремесленников, складов пожертвованных вещей, аукционного зала и магазина. Особо оговаривалось, что «фасады должны быть простые, кирпичные, без применения штукатурки».
К 14 марта 1903 года на конкурс поступило 25 работ.
Первое место занял проект гражданского инженера Н. Д. Цвейберга. Задуманное им здание было типичным представителем кирпичного стиля и отличалось интересным планом дворовых корпусов сложной асимметричной конфигурации без заполнения участка по периметру. 
Второе место занял проект А. Л. Лишневского. Здесь уже проявились мотивы модерна (в первую очередь щипец с полувальмовой крышей).
Третье место занял проект гражданского инженера В. П. Бартошевича. План здания был решен в виде трех параллельных корпусов, а особенностью главного фасада, также оформленного в кирпичном стиле, стало разделение его на две разновысотные части в соответствии с группировкой помещений по функциям.
Премированные конкурсные проекты поступили на доработку архитектору Р. Р. Марфельду (1852-1921 гг.). С одной стороны, он был авторитетом в соответствующем направлении и известен своими работами в «кирпичном стиле» (например, комплекс зданий на ул. Попова, 5), с другой стороны, уже имел опыт сотрудничества с обществом (он построил в 1897-м году здание столовой для бедных на Большом проспекте Васильевского острова).
В ходе работы Марфельд разработал собственный оригинальный проект, имеющий с конкурсными проектами лишь отдаленное сходство.


Это интересно! Кирпич – материал с богатой историей. Его давний предок – плинфа, с помощью которой велось строительство в Византии и на Руси в домонгольский период. Плинфа была широкой и плоской. А привычный нам кирпич появился в Англии в 16 веке.
Мастерство каменщиков в прежние времена предполагало не только выкладывать стены (хотя идеально выложенная кирпичная стена уже по-своему красива), но и сооружать по кружалам арки, своды, а на фасадах создавать декоративные пояса и пилястры. В Петербург каменщиков традиционно поставляла Ярославская область.
Если кирпич выдвинуть из стены на четверть его длины, получится рельеф на кладке. Можно поставить его на попа – и получится вертикальный поясок. К тому же в дореволюционный период существовало множество видов лекального кирпича, который делался на кирпичных заводах. Лекальный кирпич значительно обогащает пластику фасада, что можно заметить на многих петербургских зданиях. Ближе к модерну появился лекальный кирпич с закругленными краями, что соответствовало концепции стиля, в которой был приоритет бионических плавных линий.
Выразительный главный фасад здания исполнен в стилистике кирпичного модерна с характерной игрой кривых линий и разнообразием форм оконных проемов и металлодекора и сочетается с богатым кирпичным узорочьем. Щипцовые завершения боковых частей здания напоминают мотивы немецкого Ренессанса и создают экспрессивный силуэт.
Работа каменщиков настолько виртуозна, что трудно заметить возможные ошибки в кривизне арок или их неодинаковость. Толстая кирпичная стена дореволюционной кладки позволяла разогнаться до многих слоев рельефа. Здесь можно насчитать порядка 9 уступов от заглубления между окнами до окантовки окна на центральной выступающей части.


Внутри сохранились двери, деревянный тамбур, отделка интерьера вестибюля, потолок с лепниной в виде стилизованных растений.
В лицевом корпусе размещались аукционный, торговый залы, представляющие собой магазин для продажи наиболее ценных из пожертвованных вещей, главный зал, жилые помещения приюта и квартиры воспитателей. На втором этаже - канцелярия Попечительства и небольшой интернат для воспитанников.
Дворовые постройки предназначались для складов пожертвований, столовой и жилья рабочих. На черном дворе находились лифты для подачи рассортированных тюков на возы.
Лицевое здание на уровне подвала было соединено тоннелем с дворовыми службами. Чтобы попасть в любую часть складских помещений, где складировались жертвуемые предметы, велась их сортировка и дезинфекция, не обязательно было выходить на улицу.

После 1917 г. здание сохранило свое предназначение: с 1924 года здесь располагался Рабочий патронат «Красный молот» Московско-Нарвского района (склад по сбору и утилизации отбросов, химическая лаборатория по изготовлению чернил, штемпельных красок, коробочная и переплетные мастерские), в 1930-1940-х годах – различные школы (№61, №17). После Великой Отечественной войны в здании размещался Дом пионеров и школьников Ленинского района.
В журнале «Петербургский пилигрим» за 1992 г. в одной из статей мы читаем: «Надежда на возвращение в эти стены духа добра и милосердия забрезжила в 1992 г., когда отделом образования Ленинского района был создан Дом юных мастеров техники и ремесел, который возглавил Григорий Моисеевич Гамер».
С 2006 года и по настоящее время в здании находится Дом детского творчества «Измайловский». Здесь ведется обучение детей и подростков по дополнительным общеобразовательным программам художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, технической и социально-гуманитарной направленностей.