Тарасовский городок

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Во второй половине XIX века быть домовладельцем и сдавать квартиры внаем было чрезвычайно выгодно. Настолько, что деловые люди — хозяева заводов, пароходов, — как только у них появлялись свободные средства, бросались строить очередной дом, диверсифицируя таким образом свои источники прибыли. Такими дельцами были и братья Тарасовы – Сергей и Николай, создавшие целый «жилой комплекс», как его бы назвали в наши дни.
Основатель семьи — костромской государственный крестьянин Иван Тарасов. Его привезли на берега Невы среди рекрутированных по приказу Петра I для строительства флота умельцев. Ему было не занимать предприимчивости: вскоре он выбился в старшины и занялся поставками стройматериалов и торговлей.

   

Потомки Ивана тоже были людьми непростыми. Один из них, правнук Николай Тарасов, стал купцом и домовладельцем. В 1846 г. он приобретает на имя жены участок своего отца в Нарвской части, ставший «родовым гнездом» этой ветви семьи. Владение Тарасовых простиралось до 1-й Роты Измайловского полка (ныне 1й Красноармейской ул.) и по табели 1846 г. числилось под номерами № 102 по Фонтанке и № 3-5 по 1-й Роте.
Развитием территории занялись внуки Н.С. Тарасова: Сергей (на фото слева) и Николай. Именно они и превратили его в Тарасовский городок. В него входили дома №114-116 на Фонтанке, дома №3-9 на 1-ой Роте. Тарасовы так плотно обжили этот участок, что местная улица с 1871 г. стала называться Тарасовым переулком (в 1921 г. переименована в честь революционера Егорова). Также поблизости существовал и Тарасов проезд (ныне Державинский переулок, в честь расположенной по соседству усадьбы Г. Р. Державина).

НАБ. РЕКИ ФОНТАНКИ, 116
В 1849 г. архитектор Г. Э. Боссе строит для Тарасовых на Фонтанке 4-хэтажный каменный дом в стиле классицизм.  
Старший из братьев, Николай Алексеевич, жил один в громадной квартире из 14 комнат, занимая весь второй этаж своего дома на Фонтанке. Его апартаменты были отделаны богато и с большим вкусом: очень красивые паркеты из ценных пород, двери красного дерева с бронзовыми ручками художественной чеканной работы – образцами для них послужили уцелевшие после пожара фрагменты интерьеров Зимнего дворца. На первом этаже в отдельной квартире была большая библиотека, а в подвале – собственный погреб дорогих вин.
Также в доме Тарасовых на Фонтанке размещалось «Паркетное заведение Н. Тарасова», где работало 20 мужчин и пять мальчиков, из которых грамотных было только трое. Фамильное предприятие изготавливало узорные полы из ценных пород дерева на заказ. В 1862 году заведение произвело продукции на 15 000 руб. Видимо, это был последний год существования заведения, поскольку с 1863 г. в списке фабрик и заводов Нарвской части оно больше не упоминается.
Братья довольно быстро поняли, что содержать доходные дома намного выгоднее, чем заниматься ремеслом. Так что завод закрыли и приступили к возведению жилого квартала.
А в помещениях паркетной фабрики позднее разместились две мастерские – клавишных инструментов Мейера и столярная мастерская Шмунка. В этом же дворе находилась кузница Мозалева.


ДОХОДНЫЙ ДОМ (1-АЯ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ, 3-5)
В 1858-1859 гг. возводят огромный доходный дом по южной границе участка (сегодня это д. 3–5 по 1й Красноармейской ул.). Авторами данного здания называют трех архитекторов - К. К. Андерсона, Р. И. Кузьмина и А. И. Ланге.
Первый проект дома был составлен в 1854 г. На плане стоят подписи двух архитекторов: внизу слева - А. А. Кулакова (она видна на представленном фрагменте), внизу справа - К. К. Андерсона. На остальных чертежах (фасад, разрезы, планы) стоит подпись только одного архитектора - К. К. Андерсона. Очевидно, его и следует считать автором проекта (какова роль А. А. Кулакова, неясно). Этот фасад, конечно, не имеет ничего общего с существующим.
Новый проект составил в 1855 г. архитектор Р. И. Кузьмин.  Он несколько отличается от осуществленного фасада (в глаза бросается прежде всего треугольный, а не лучковый фронтон в центре), но общая идея именно такая - великолепное необарокко, воскрешающее архитектуру Растрелли.
По неизвестным причинам строительство дома задержалось. Оно началось только через три года, в 1858 г., и строительством занялся уже другой архитектор - А. И. Ланге. Он принял за основу план Р. И. Кузьмина, но предусмотрел расширение дома в сторону нынешнего Державинского переулка. Кроме того, посередине дворов должны были быть построены здания служб, однако эти дополнения не были осуществлены, и очертания плана построенного дома практически соответствуют проекту Р. И. Кузьмина. Проект фасада А. И. Ланге тоже несколько переработал, и именно в таком виде он и был осуществлен.
Особый вид внутреннему двору придает полукруглый фронтон на коротком фасаде. На надворном флигеле сделана надпись: "Кровля, пострадавшая от пожара, бывшего 8 июля 1869 года". Н. А. Газельмейер восстановил кровлю после пожара и при этом немного изменил надворный фасад.
Огромное домовое хозяйство Тарасовых обслуживали 32 дворника, все приезжие и большинство неграмотные. Помимо уборки территории и мытья черных лестниц, дворники разносили по квартирам дрова – в домах Тарасовых центрального отопления, ванн и лифтов не было. Всего в тарасовских доходных домах на Фонтанке находилось около двухсот квартир самого различного размера и качества – от дорогих «барских» до более чем скромных квартирок для малоимущих. У Тарасовых жили люди различного социального положения: высшие чиновники, гвардейские офицеры, и даже некто по фамилии Садовский - товарищ министра финансов. В более скромных квартирах жили учителя, врачи, мелкие чиновники, владельцы небольших предприятий. Совсем уже скромные квартиры занимали ремесленники, квалифицированные рабочие и прочий трудовой люд.
В домах Тарасовых по 1-й Роте располагались четыре магазина – табачный, аптекарский, молочный и булочная. Кроме мастерских и магазинов в этих же домах помещались 10-я казенная гимназия, частная женская гимназия Хитрово и четыре городских училища. Кроме этого, здесь в 40-х годах XIX века содержала свой прославленный на весь Петербург, отличавшийся «весельем и особой лихостью» танцкласс Луиза Кессених, знаменитая женщина-улан, прапрабабка советской актрисы Татьяны Пилецкой («Княжна Мери», «Разные судьбы», «Олеко Дундич» и др.).
Танцкласс и клуб Л. Графемус-Кессених посещались самой невзыскательной публикой: мелким купечеством, модистками, приказчиками, иногда - офицерами и чиновниками. Можно предположить, что танцкласс посещали Некрасов, Салтыков-Щедрин и Достоевский. Так, Некрасов позднее с ностальгией вспоминал о нем в своих произведениях.
В поэме "Прекрасная партия":
"Он буйно молодость убил,
Взяв образец в Лавласе,
И рано сердце остудил
У Кессених в танцклассе".

Или в фельетоне "Новости":
"Когда б вы не были, читатель мой,
Аристократ - и побывать в танцклассе
У Кессених решилися со мной,
Оттуда вы вернулись бы в экстазе
С утешенной и бодрою душой".

В домах, принадлежавших Тарасовым, помещались каретная и экипажная мастерские, во дворе была кузница. Здесь же держали легковой извоз.
В 1880-х-1890-х гг. здесь стали открываться небольшие учебные заведения: женское и мужское четырехклассные народные училища, а также женское семиклассное учебное заведение 2-го разряда.
Позднее, уже в начале 1900-х гг., народные училища были закрыты, а их помещения заняла Санкт -Петербургская 10-ая классическая гимназия.
В 1960-1970-х годах здесь располагаются детский сад №31, вечерние сменные школы №119, районные методические кабинеты, продуктовый магазин.
В настоящее время в здании расположен детский сад №131 Адмиралтейского района, БГТУ «Военмех» им. Д.К. Устинова, кафе MrO.

БАНИ ТАРАСОВЫХ (1-АЯ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ, 7-9)
Во второй половине XIX века пользовались известностью бани братьев Тарасовых в 1-й роте Измайловского полка, в домах 7 и 9.
Архитекторы: Андерсон К. К., Кузьмин Р. И., Ланге А. И. в 1876-1878, 1880-1882 гг. переделали под бани здания, стоявшие здесь с 1850-х гг.
Дом, где находились бани, служил когда-то долговой тюрьмой, так называемой «Тарасовской ямой», упомянутой Достоевским в романе «Идиот».
В банях Тарасовых были дешевые классы (5-10 коп.), и не очень (20-40 коп). Последние работали круглосуточно. Можно было воспользоваться услугами банщика и массажиста.  Банщики получали чаевые, не имея жалованья, для одиноких было общежитие.   
Бани Тарасовых работали и перед войной, и в дни блокады Ленинграда, и в послевоенные годы вплоть до 1990-х гг. (по некоторым сведениям, до 1975 г., называются и другие даты).