М. В. Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинский, выдающийся график, мастер выразительной линии, тонкий иллюстратор и оформитель книг, талантливый сценограф, участник «Мира искусства», критик, мемуарист.

Жизнь и творчество художника неразрывно связано с Измайловской слободой. Добужинские жили в доме №21 в 6-й роте (ныне - 6-й Красноармейской улице) с 1901 по 1902 год. И в доме №16 в 7-й роте (сейчас 7-й Красноармейская, д.16) с 1902 по 1909 год.

Хотим вас познакомить с биографией Добужинского, а в отдельной статье с творчеством художника "Петербург Добужинского".

Мстислав Валерианович Добужинский родился 14 августа 1875 года в Новгороде. Отец, Валериан Петрович офицер-артиллерист, мать, Елизавета Тимофеевна, оперная певица. Родители разъехались, когда мальчику было два года, и он рос в семье отца, Валериана Петровича Добужинского. Отец, по его признанию, боготворил ее всю жизнь и старался, чтобы мальчик не забывал мать и наведывался к ней в Тамбовское имение. Отец объяснял ее отсутствие тем, что она много гастролировала в провинции и из-за слабого здоровья не могла жить в петербургском климате.


Елизавета Тимофеевна, мать. 

Отец, артиллерийский офицер, Валериан Петрович Добужинский был потомком старинного дворянского рода из Литвы и некогда владевшего многими имениями. Этот человек, прекрасно образованный, умный, добрый, честный, души не чаял в сыне. Мальчик был для него «центром и смыслом жизни», заботам о нём, его нравственному и художественному воспитанию он отдавал все силы. Заметив интерес сына к рисованию, проявившийся в раннем детстве, отец сделал всё, что мог, чтобы способствовать развитию его способностей. Но, главное, он создал в доме атмосферу любви, душевной теплоты, добра и сумел на всю жизнь остаться самым близким другом сына; повзрослев тот писал ему искренние и доверительные письма, делясь самым сокровенным. Детство осталось в воспоминаниях Добужинского «потерянным раем».


Мстиславу 5-6 лет 

Жили они там, где выпадало служить Валериану Петровичу. К 15 годам мальчик успел пожить и в Великом Новгороде, где родился, и в Санкт-Петербурге, сразу же запавшем в чуткое детское сердце, и в Кишиневе, где поучился в младших классах гимназии, и в Вильно (Вильнюсе), где ему предстояло окончить полный гимназический курс, получив достойное образование, на базе которого можно было двигаться дальше. Три города (из сотен, где побывает Добужинский за свою яркую и удивительную жизнь) он будет до конца дней считать родными - Новгород, Санк-Петербург и Вильнюс.

Осенью 1884 года девятилетний Мстислав был принят в младший класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств (без экзаменов, по представленным рисункам). Там он проучился почти два года, посещая женский класс. Последний занимался в утренние часы, мужской же класс был вечерним, и возить мальчика с Выборгской стороны, где жили Добужинские в центр города в такое время было неудобно. Зимой 1895-96 годов Мстислав Добужинский оставил занятия в Рисовальной школе, поскольку ему нужно было сосредоточиться на подготовке к вступительным экзаменам в гимназию.

В 1884 году у Мстислава Добужинского появился сводный брат Игорь. "В Кишиневе меня окружила совершенно иная обстановка, но многое еще оставалось прежним: со мной был неразлучен мой дорогой отец, посвящавший мне все свои досуги, был маленький Игорь, которого я очень любил..." Любовь к брату пройдет через всю жизнь Мстислава, в 1920-м он примет в свою семью сына Игоря, когда мальчик останется сиротой после гибели отца.


Отец, Валериан Петрович с сыновьями Мстиславом (справа) и Игорем 

Окончив гимназию в Вильно, в 1895 году Добужинский двадцатилетний Мстислав приезжает в столицу империи уже всерьез и надолго. Он не может отказать отцу в исполнении родительского желания видеть сына студентом Петербургского университета, поступив на юридический факультет, но также параллельно обучается в частных художественных школах.

Попытка одновременно сдать экзамены в Академию художеств окончилась неудачей. В студенческие годы он в течение двух лет работал с натуры в частной мастерской Дмитриева-Кавказского. В те же годы в журналах «Стрекоза» и «Шут» появились его первые рисунки. В 1899 году Добужинский обвенчается с дочерью управляющего банком и предводителя еврейской общины Ростовой Елизаветой Волькенштейн. С ней Добужинский и проживет в ладу и согласии всю жизнь до самой своей смерти.

Окончив университет и чувствуя необходимость в продолжении художественного образования, Добужинский в 1899 году уехал в Мюнхен. В школах Шимона Холлоши и Антона Ашбе он пишет маслом портреты и пейзажи, но постепенно все более увлекается рисунком. Через пару лет семья Добужинских вернется в Россию (это произойдет после смерти их первенца Константина) и выберет для проживания любимый Санкт-Петербург. Здесь в 1901 году родится дочь Верочка (которой будет суждено прожить лишь 18 месяцев), а следом сыновья Ростислав (1903) и Всеволод (1905).


Три поколения Добужинских. В центре сын Ростислав. 

По возвращению в Петербург Добужинский оказался на распутье. Он не оставлял занятий искусством – учился гравюре у Василия Матэ, занимался в классе баталиста Павла Ковалевского, вновь пытался поступить в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. Чтобы зарабатывать на жизнь, Добужинскому пришлось поступить на службу в министерство путей сообщения. Он чувствовал себя одиноким и потерянным. Постепенно теряя веру в правильность избранного пути.

Мстислав Валерианович с 1902 года уже был активным участником художественного объединения "Мир искусства", которое сплотило таких больших мастеров, как Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст, Иван Билибин и других ярких личностей. В этот период он много и самозабвенно работал. Художник работал в области прикладной графики. Он серьезно изучал шрифты, в том числе старопетербургские, и делал различные надписи для «Мира искусства». С 1906 года он начал делать обложки для различных издательств. Создав несколько десятков обложек, он ни разу не повторился.


Объединение "Мир искусства" 

В 1905-1906 годах он сделал иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В будущем он будет заниматься оформлением многих книг, в том числе и детских. Добужинский создал новый тип детской книги: веселой, озорной, доброй, человечной. Он оформил книги Ханса Кристиана Андерсена, Осипа Мандельштама, Корнея Чуковского, Николая Лескова, Фридриха Шиллера, Николая Карамзина, Александра Пушкина, Михаила Кузмина, Фёдора Достоевского.

В 1906 году Добужинский, как и многие русские интеллигенты, разочарованный в успехах революции, покинул Россию. Некоторое время он жил в Вильно у отца, затем уехал в Париж и Лондон.

В 1907 художник познакомился со Станиславским и Мейерхольдом, и сделал свои первые работы как сценограф. На этом поприще его ждал большой успех — придумывать декорации к спектаклям он будет всю свою жизнь.

С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В этот период жизнь художника относительно безоблачна — он известен, востребован и успешен.


Автопортрет, 1910 г. 

В 1912 году он с друзьями отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и под впечатлением поездки создал несколько пейзажей Чернигова, Курска, Воронежа, Нежина, Киева. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника. Также художник занимался оформлением Исторической выставки портретов в Таврическом дворце, рисовал эскизы росписей для Училищного дома Петра I, для дома Носовой, Казанского вокзала.

Добужинский много путешествовал и создал многочисленные пейзажи разных городов Европы. Среди всех городов Европы он выделял Лондон. В нем, как и в Петербурге, по мнению художника, таится некая жуть.

В голодном и холодном послереволюционном Петрограде Добужинский, как и все, столкнулся с бытовыми трудностями: художник стоит в очередях, таскает воду, колет дрова, а по ночам — работает в нетопленой комнате, накинув на плечи шубу. Назло всем невзгодам именно в этот период он создаёт, возможно, лучшие свои вещи — запечатлевает в рисунках и гравюрах безлюдный и израненный облик города.

Он оформил десятки спектаклей в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Костюмы, декорации, сценическое оформление - все, что делал Мстислав Добужинский, было сделано по высшему художественному и эстетическому уровню.

В ноябре 1918 Добужинский по заданию Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище. Возможно, к этому его подтолкнуло то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович.

В конце декабря 1918 Мстислав Добужинский официально вступил в должность директора училища, а уже в начале февраля 1919 г. вернулся в Петроград, где всё это время оставалась его семья. Официально он числился заведующим училища до 15 марта. После него эту должность занял Марк Шагал, до этого бывший руководителем живописной мастерской.

По документам за время пребывания в Витебске Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К. Либкнехте (убит 15 января 1919) и участвовал в торжественном открытии Народного художественного училища 28 января 1919. Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами. До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. По отзывам учеников педагогом Добужинский был блестящим. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».

В 1923 году Комитет популяризации художественных изданий выпустил набор рисунков «Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский» в двухцветной издательской папке — последнее издание художника в России.


Художник за работой 

Слава Добужинского-графика в 1920-е годы была так велика, что у него возникло множество последователей. «Все мы вышли из Добужинского», - говорил один из них. Но жизнь в голодном Петрограде была трудна. Вот почему художник принял предложение поэта Юргиса Балтрушайтиса, полномочного представителя Литвы, недавно ставшей самостоятельной, переехать на родину предков. И в 1924 году Добужинский эмигрировал в Литву и жил в Каунасе. В том же году художник получил литовское гражданство. Самой значительной работой для Каунасского театра оперы и балета стало оформление «Пиковой дамы» Чайковского в 1924 году. Декорации имели огромный успех.

Несмотря на успех спектакля, Добужинский не мог найти постоянной работы в Литве, поэтому с радостью переехал в Париж в 1926 году, по приглашению Никиты Балиева, владельца театра-кабаре «Летучая мышь», где удачно оформил несколько номеров.

В 1928 году он оформил выставку русского искусства во Дворце искусств в Брюсселе, а в 1929 декорировал выставку русского фарфора и керамики в Национальном музее Севра, выстроив квартиру в стиле русского ампира. В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928). Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже.

Художник принимал различные предложения из других стран. Например, в 1928 году по заказу московского издательства сделал иллюстрации и обложку к сказке Юрия Олеши «Три толстяка». В Дюссельдорфе Добужинский вместе с режиссером П. Ф. Шаровым поставил спектакль «Ревизор» Н. Гоголя. Для того же театра он оформил постановку «Натана Мудрого» Готхольда Лессинга. Но всех этих заказов едва хватало, чтобы свести концы с концами, и, когда ему предложили занять место профессора в художественной школе Каунаса и стать художником Государственного литовского театра, в 1929 году он вернулся в Литву.

В театре он работал над произведениями русских авторов и за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру. Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д. С 1928 Добужинский сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино.

В 1938 Добужинский получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» и отправился на длительные гастроли в Англию. В следующем году в связи с началом Второй мировой войны и бомбардировкой Лондона Литовский государственный театр переехал в Америку.


Дедушка Мстислав с внучкой 

С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми». В январе 1940 он успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке.

Одним из его самых значительных работ стало сотрудничество с Михаилом Фокиным. Они вместе работали над балетом на музыку Прокофьева к кинофильму «Поручик Киже». Балет получил название «Русский солдат». Работа над спектаклем была завершена в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, и после каждого представления зрители устраивали бурные овации в честь Советской Армии.

Добужинский особенно тяжело переживал осаду Ленинграда. В 1943 году он выполнил ряд акварелей, в которых в своеобразной форме, соединяющей абстрактные и изобразительные элементы, создал образ трагического и непобежденного города. Совместно с Леонидом Мясиным он написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, но этот замысел не был осуществлен.

В Америке Добужинский ценился, в основном, в качестве знатока русской жизни, он оформлял русские спектакли, составлял библиографию русского изобразительного искусства для Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. Он также делал зарисовки интерьеров особняков местной знати, предназначенных к сносу, причем в этом случае работал за еду и незначительные суточные. Он чувствовал себя одиноким и ненужным, хотя его помнили в России и Европе. В моду вошли другие художественные направления.

После окончания войны Добужинский с радостью покинул Америку и с 1947 года жил, в основном, в Европе. Ему заказывали декорации и костюмы известнейшие театры. Два года он провел в Италии, работая для миланского Ла Скала и театров Неаполя. Около двух лет жил в Англии; оформлял спектакли во Франции, в Швейцарии, Германии, Дании. Не оставлял он и работы для театров Америки. Выполнял заказы Метрополитен-оперы, Сити-центр оперы. Удивление и восхищение вызывает творческая активность старого художника. Только в последний год своей жизни он трудился во Франции, Англии, Германии, Швейцарии, редактировал первый том своих «Воспоминаний», устраивал свои выставки, заканчивал две работы для театра и вернулся в Нью-Йорк для завершения третьей.

В 1957 году 20 ноября Добужинский скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке в возрасте 82 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.


В эмиграции 

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти, литератор и даже либреттистом. Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов он закончил.

Самое удивительное, будучи в эмиграции, в какой бы стране он не жил, ни слова худого, ни пол-слова бранного о России и Советском Союзе Мстислав Валерианович не произнесет. Наоборот, он будет поддерживать переписку с русскими друзьями, будет мечтать о поездке в Союз, подготовит замечательную книгу "Воспоминания" (к сожалению, в полном издании он не успеет ее увидеть), где великолепным языком опишет свою жизнь (начиная с самого раннего детства) в России, неповторимую атмосферу Серебряного века, дружбу с великими поэтами и писателями того времени (Вячеславом Ивановым, Блоком, Сологубом, Кузминым и Ремизовым), с непревзойденным пианистом и дирижером Рахманиновым, с коллегами-художниками Кустодиевым, Чюрленисом, Бакстом.