В. С. Пикуль

Cоветский писатель, прозаик, автор множества художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Еще при жизни литератора общий тираж его книг составлял около 20 млн экземпляров. Cегодня, суммарный тираж его произведений превысил бы полмиллиарда экземпляров. Критика не всегда была ласкова к нему, но истинное мерило таланта — читательский спрос, а в нем недостатка не было. Книги раскупались мгновенно, как только попадали на полки магазинов. Произведения Пикуля востребованы и сегодня, спустя десятки лет после его смерти.

С 1947 по 1961 г. по адресу 4-я Красноармейская, дом 16 Валентин Пикуль занимал одну комнату в коммунальной квартире. Здесь автор начинал работать над своими первыми романами, здесь к нему приходит первый читательский успех, здесь же было положено начало коллекции портретов своих героев.

Родился Валентин Пикуль в Ленинграде 13 июля 1928 года. В свое время отец писателя был призван служить на Балтику. Он попал на миноносец «Фридрих Энгельс» в качестве матроса. После демобилизации остался в городе на Неве, устроился на фабрику «Скороход», потом учился в экономическом институте. Получив диплом вуза, нашел себе работу военного инженера-корабельщика судостроительного завода, где трудился в 1936-1939-м годах. Маму писателя звали Мария Константиновна (в девичестве Каренина). Ее предки – крестьяне Псковской губернии.

До четвертого класса Валентин и его родители жили в Северной столице. Мальчик ходил в школу, показывал незаурядные способности к учебе. В свободное время охотно рисовал и занимался акробатикой. В 1939 году отец семейства получил новое назначение, и отбыл в город Молотовск (сейчас Северодвинск) работать на новой судоверфи. Спустя год к нему присоединилась жена с сыном. Валентин пошел в школу, посещал кружок «Юный моряк» в Доме пионеров.

После сдачи экзамена за пятый класс, Валентин с мамой отправились на летние каникулы в родной Ленинград. Там жила бабушка мальчика. И тут грянула война, вернуться домой они не успели, оказались в блокадном Ленинграде. К тому времени, глава семейства стал батальонным комиссаром на Беломорском флоте.

Они долго не могли эвакуироваться, и выбрались из города только тогда, когда начала действовать «Дорога жизни», по промерзшему Ладожскому озеру, под непрерывным огнем вражеских минометов, ежеминутно грозящим утопить машину и ее пассажиров. Скудное питание и недостаток витаминов сделали свое дело, у Валентина начала развиваться цинга и дистрофия.

Мама с сыном оказались в эвакуации в Архангельске. Отец семейства уже находился на фронте, его призвали в морскую пехоту. Валентину тоже хотелось что-то сделать для победы, и он сбежал из дома, добрался до Соловецких островов. Там действовала школа юнг, в которую официально учеников принимали только после 15 лет. Но Валентин Пикуль был зачислен в ряды воспитанников в виде исключения. Ни отца, ни матери он больше не видел – мать скончалась вскоре после его отъезда, а отец через год погиб под Сталининградом.


Валентин Пикуль с родителями. 

После окончания школы юнг в 1943-м, получив специальность – «рулевой-сигнальщик», юноша получил направление для прохождения службы на эскадренном миноносце «Грозный», в Северном флоте. Однажды экипаж судна чудом избежал гибели, под его днищем прошла торпеда. Впоследствии писатель вспоминал, что эта школа жизни для него была куда важнее и ценнее, чем стандартные уроки в классах.

Эсминец, на который распределили молодого юнгу, включили в эскорт арктических конвоев. Впоследствии юношеские впечатления о той поре Пикуль отразил в романе «Реквием каравану PQ-17», посвященном гибели вереницы судов в 1942-м. Пусть основной грузопоток шел не здесь, но артерия ленд-лиза оставалась важной для СССР в военный период. Об этом в подробностях читатель впервые узнал в 1970 году, когда произведение вышло в свет.

Валентин воевал до самого конца войны, сумел сразу стать командиром боевого поста, потом дослужился до штурманского электрика. В личное дело парня подшили характеристику, в которой указывалось, что юнга Валентин Пикуль может совершать необдуманные поступки. В победный год ему исполнилось семнадцать лет. Все кошмары войны, обрушившейся на плечи мальчишки, Пикуль передал в своей автобиографической повести «Мальчики с бантиками», написанной в 1974 году.

Вернувшись после войны в Ленинград, Пикуль по направлению поступил в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но был отчислен за неуспеваемость в 1946 г. Официально он больше не учился, ограничившись программой пяти классов средней школы. Несостоявшийся пятиклассник, он всю свою последующую жизнь выслушивал укоры в необразованности, недостатке знаний и даже в отсутствии умения писать. Но Пикуль не сдавался. Он активно занимался самообразованием, много читал, пытаясь восполнить пробелы. Он ходил в библиотеку, как на работу, много конспектировал. Многие его конспекты сохранились до сих пор – так досконально и тщательно он их создавал. Все это было переписано от руки. Конспекты заменяли Валентину Саввичу книги - денег на покупку книг тогда у него не было. Ночами он разгружал вагоны, а днем снова шел в библиотеку.

Валентин Саввич успел поработать в пожарной части и водолазном отряде, но не задерживался там надолго. Позже писатель признавался в интервью, что, поскольку без образования найти работу было тяжело, ему не оставалось другого выхода, кроме как заняться творчеством.


Юный писатель. 

Творческая биография Пикуля как писателя началась с того, что он пришел в литературный кружок к Вере Кетлинской, к тому времени уже удостоенной Сталинской премии. Валентин написал два романа о Северном флоте, но они не понравились ему самому и позже они были опубликованы только в газете «На вахте». Он отдал в печать только третье свое детище, получившее название «Океанский патруль». После публикации этого романа Пикуль стал членом Союза писателей СССР.

В те годы он познакомился и подружился с Виктором Конецким и Виктором Курочкиным, тоже начинающими литераторами. Молодые люди так сдружились, что получили прозвище «Три мушкетера».

Многие книги автора написаны на морскую тематику, которая была ему близка. В этих книгах автор рисовал уникальные портреты русских матросов и офицеров, участвовавших в переломных событиях истории. Например, в Русско-японской войне, Первой мировой, Великой Отечественной. Всякий раз он описывал мужественных, стойких людей, обладавших безграничной отвагой.

Тема флота в литературе Пикуля относится к числу основных, но этим он не ограничивался. Еще больше произведений автор создал, повествуя о различных исторических событиях, личностях, периодах и в большей степени Валентин Саввич прославился благодаря историческим произведениям.

Первым вышел роман «Баязет» в 1961 году — о том, как во время войны с турками малочисленному российскому гарнизону пришлось обороняться в крепости с таким же названием от врага. Именно благодаря Валентину Пикулю широкая публика впервые узнала об этой героической странице русской военной истории. Сам Пикуль считал, что именно с этой книги началась его биография, как литератора.

Среди исторических периодов России Пикуль особенно любил XVIII столетие, но также обращался и к поздним эпохам, например, ко временам правления Александра III или Николая II. Так, у него вышел роман в двух книгах «На задворках великой империи» о событиях Первой русской революции.

Следующее произведение, которое привлекло к себе всеобщее внимание, стал роман «Нечистая сила». Первый раз его пытались напечатать в 1979-м, но шквал критики и эмоций читателей привел к тому, что полностью издать произведение получилось только через десять лет. Близкое окружение литератора утверждало, что после выхода этого романа на Валентина напали и жестоко избили, а по личному распоряжению Михаила Суслова за ним установили негласную слежку.

В «Нечистой силе» отражены события, предшествующие закату власти российских царей, период, когда во дворце и в политике засветился Григорий Распутин. Критики в один голос утверждали, что Пикуль недостоверно описал эпоху, исказил исторические фигуры, недостоверно отобразил императорскую семью и их ближайшее окружение. Пикуль если о ком-то писал, то пользовался только источниками описываемой эпохи. Именно поэтому его трактовка событий часто расходилась с данными советских историков. Они пользовались историческими монографиями, созданными в советское время, а он скрупулезно разбирался в архивных документах. Еще одна причина расхождений в том, что историк, создающий монографию, имеет право излагать несколько версий события, а Пикуль выбирал ту, которая была ему ближе.


Роман "Нечистая сила". 

Роль Валентина Саввича в популяризации русской истории была велика, ведь ему удавалось описывать события живым и увлекательным языком. В частности, он был первым, кто обратил внимание на личность Григория Потемкина. Ему Пикуль посвятил роман «Фаворит», события которого происходят во времена правления Екатерины II. Многие стали называть писателя «русским Александром Дюма». Но в то же время, писатель был неудобен властям, и литературным, и официальным.

Он имел свою точку зрения, и от нее никогда не отступал. Когда в произведении «Фаворит» редакторам не понравился образ княгини Дашковой, который расходился с общепринятой точкой зрения, он заявил, что его представление основано на массе исторических документов. По мнению Пикуля, она была ярой крепостницей, и этот недостаток он показал. Его просили изменить свое мнение, но он решительно отказался это сделать, заявив: «Лучше вычеркнуть персонаж из книги». Он никогда не шел на сделку с совестью и говорил, что в рукописях все остается неизменным, и ненапечатанное когда-нибудь все равно станет достоянием читателей. В этом же романе автор рассказал о Втором Роченсальмском сражении, эпизоде Русско-шведской войны конца XVIII столетия. Несмотря на заявление экспертов, что Валентин Саввич преувеличил масштабы катастрофы, именно благодаря «Фавориту» читатель впервые детально узнал об этом поражении русского флота, так как ученые старались избегать упоминаний о нем.

Сильнее всего Валентин Саввич приблизился к Дюма при создании романа «Пером и шпагой», опубликованная в 1971 году и принесшая ему настоящую славу и всесоюзную любовь. В этом произведении красивым доступным языком рассказано о Цорндорфе и иных событиях Семилетней войны с точной передачей атмосферы той эпохи.

Еще один роман о предреволюционном и революционном времени, «Честь имею», вышел в 1986 году, но эта публикация прошла спокойно.


Писатель за рабочим столом. 

Валентин Пикуль активно трудился на протяжении сорока лет. Помимо десятков статей и крупных художественных произведений, советский литератор оставил после себя массу исторических миниатюр. Так он называл начавшие выходить в свет с конца 1980-х короткие рассказы и эссе о разных личностях. У автора набралось свыше 100 таких миниатюр, посвященных как российской, так и зарубежной истории. Он рассказывал об искусстве, о флоте и кораблях, о простых солдатах, матросах и генералах.

Часто писатель обращался к биографиям людей, чьи имена уже подзабылись. Таковыми становились различные деятели, которые каким-либо образом повлияли на ход истории. При этом нередко миниатюры Пикуля были пропитаны патриотизмом. Известно, что короткие эссе и рассказы он чаще готовил в течение ночи. Но перед этим могли пройти годы тщательной подготовки, копания в архивах, работ по сбору крупиц информации о главном герое. Миниатюры отличались от многостраничных романов тем, что в них у автора появлялась возможность выразить мысли по любому поводу прямым текстом от себя, не вкладывая их в уста персонажей.

Валентин Пикуль мог работать сутки напролет, без сна и отдыха. Когда на него находило вдохновение, Валентин не просто сидел за машинкой и писал, он проговаривал текст, а иногда даже разыгрывал сцены из своего будущего произведения. У Пикуля было только одно ограничение, или суеверие, он никогда не садился за новую работу в понедельник.

Валентин Саввич очень ответственно подходил к работе над каждым своим произведением. Старался найти как можно больше источников информации, и не рассчитывал только на ту литературу, которую одобрила партия. Дома в Риге у него подобралась обширная библиотека, включавшая свыше 10 тыс. томов. Кроме того, писатель просиживал часами в библиотеках и архивах, подыскивал нужные сведения, исследуя разрозненные записи, переводы иностранных источников и пр. При этом старался вникнуть в вопрос с разных сторон, например, обращался к воспоминаниям очевидцев конфликтов из разных лагерей.

У каждого литературного персонажа Пикуля была отдельная карточка, где отражались самые главные моменты о нем – характер, привычки, вкусы, описание внешности. После того, как Пикуля не стало, эти карточки подсчитали, их оказалось больше тысячи штук.

Свою последнюю задумку – роман под названием «Барбаросса» писатель так и не завершил. В нем речь идет об истории Второй мировой войны. Предполагалось, что это будет двухтомник, и после выхода первого тома Пикуль собирался начать работу над книгой «Когда короли были молоды», а потом снова вернуться к «Барбароссе». Но эти грандиозные планы так и остались планами, перед смертью он успел закончить только небольшую часть первой книги. Неосуществленными остались и замыслы творений о балерине Анне Павловой, Михаиле Врубеле, сестре Петра I Софье.

По произведениям Валентина Пикуля написано много сценариев, ставших впоследствии успешными картинами и сериалами. Самым кассовым оказался фильм «Моонзунд», по одноименному роману писателя. Картина вышла в 1987 году, и получила множество хвалебных отзывов критиков и зрителей. Позже были сняты ленты по произведениям «Баязет» и «Конвой PQ-17». В 2005-м вышла экранизация романа Валентина Саввича «Фаворит», где главные роли исполнили Игорь Ботвин и Наталья Суркова. Вскоре после этого зрители также смогли увидеть на телевидении события произведения «Пером и шпагой».


В личной жизни писателя было три официальных брака. Первый раз он женился на Зое Чудаковой, знакомство с которой состоялось в очереди. Брак был поспешным: девушка забеременела, и Валентину пришлось жениться — в те времена нравы не предусматривали различные вольности и гражданские браки. Супруга родила Валентину дочь Ирину, ставшую его единственным ребенком. От отца девушка унаследовала любовь к морю и морскому делу, выучилась на инженера-кораблестроителя. Так как брак этот был поспешным, по необходимости, супруги очень быстро развелись. А вот две следующие жены писателя сыграли большую роль в его личной и профессиональной жизни.

В 1956-м писатель познакомился с Вероникой Феликсовной Чугуновой, на которой вскоре женился. Вначале женщина отвергала предложение руки и сердца от влюбленного литератора, ей казалось неправильным выходить замуж за человека, разница в возрасте с которым составляет десять лет. Однако Пикулю удалось сломить сопротивление женщины, и оформить отношения официально. Женщина оказалась с твердым характером и крутым нравом, из-за чего друзья Валентина звали ее Железная Феликсовна. Она сумела стать своему молодому мужу не только супругой, но и самым надежным другом и соратником.

Вероника решала все вопросы, связанные с бытом и другими «мирскими» проблемами, в то время, как Валентин полностью отдавался писательству. Именно ей Пикуль посвятил одно из своих произведений, роман под названием «Слово и дело». Вероника также настояла, чтобы они сменили место жительства, и вот уже семья покидает Северную столицу, и поселяется в Риге. До этого супруги жили в одной комнате коммунальной квартиры на 4-й Красноармейской, а в Риге обзавелись отдельной двухкомнатной квартирой. По другой версии, отдельную квартиру Пикулю дали за проявление лояльности писателя к властям страны.


Со второй женой Вероникой. 

Вероника Феликсовна умерла в 1980 году, и писатель остался один. Пикуль ощутил всю тягость одиночества. Он был практически не приспособлен к жизни, ведь до этого все бытовые вопросы решала супруга. Беспомощный в повседневных вопросах писатель был рад негласному шефству, которое взяла над ним женщина по имени Антонина, работавшая в библиотеке. Прошло совсем немного времени, и Валентин предложил ей замужество, чем сильно обескуражил женщину. Им обеим уже было много лет, да и к тому же Антонина имела двух взрослых детей от первого мужа. Но самое интересное то, что Пикуль абсолютно не ухаживал за ней, не оказывал никаких знаков внимания, просто позвал замуж.

Антонина ответила, что для принятия такого судьбоносного решения ей нужно поговорить с детьми, спросить у них совета. Валентин предложил отвезти ее к дому, и пообещал ждать под подъездом ровно тридцать минут. Если она придет, едут вместе, если нет – он уезжает один, и на этом отношения закончатся.

Антонина получила «благословение» от сына и дочери, и в тот же день переехала жить к Пикулю. Валентин сказал, чтобы она не брала из дома никаких вещей, все сами наживут. До женитьбы супруги практически не знали друг друга, поэтому отношения супруги выстраивали уже в браке. На протяжении первых двух лет жена называла супруга Валентином Саввичем.

Несмотря на все странности этого союза, он получился крепким и надежным. Третья супруга была с писателем до его самого последнего дня. Она же выполняла функции его главного биографа, издала книги о муже, и за это стала членом Союза писателей РФ. Иногда супруга подыскивала подходящие источники сведений, при необходимости сама делала переводы с немецкого языка. Она же становилась первым читателем и критиком творений автора. С возрастом у Валентина Саввича стало ухудшаться зрение — жена принялась вычитывать и верстать его сочинения.

Главным популяризатором литературы Валентина Саввича считается его вдова. После смерти мужа она основала фонд Пикуля, а при нем — библиотеку и музейную экспозицию. Там представлены рукописи писателя, его архивные фото. Была также учреждена премия имени Пикуля.


С третьей женой Антониной Ильиничной. 

Несмотря на семейную жизнь и наличие друзей, Пикуль всю жизнь оставался одиноким человеком. В литературной среде у него не появилось ни одного товарища, власть его тоже не жаловала. А с возрастом он и сам перестал интересоваться компаниями, предпочитая проводить свободное время с собакой.

Смерть известного писателя наступила внезапно. Он умер от сердечного приступа 16 июля 1990 года. Местом упокоения Валентина Пикуля стало Лесное кладбище в Риге. После смерти мужа Антонина нашла книгу, которую Пикуль писал еще в тридцать лет. На ее обложке сохранилась надпись его рукой, которая обозначала дату его ухода в мир иной. Пикуль написал 13 июля, а умер 16-го, ошибся всего на три дня.

Будучи уже известным писателем, он до конца надеялся, что его пригласят обратно в родной город Ленинград, но ни от властей, ни от представителей литературной общественности приглашения так и не дождался. Больше он в Ленинград не приезжал. Говорил так: «Если приеду туда, у меня разорвется сердце». Еще у него всегда была мечта – чтобы Ленинград переименовали в Петербург.

Он был посмертно награжден премией им. М. А. Шолохова за книгу «Нечистая сила». Но память о Пикуле хранится не только в произведениях. В его честь названы улицы, сад в Петербурге, библиотеки, малая планета, корабль. Ему установлен памятник и бюст в Мурманске, а в год празднования 70-летнего юбилея со дня рождения Валентина Саввича его имя было вписано в Золотую Книгу Санкт-Петербурга.

Валентин Пикуль — необычайно плодовитый автор. Суммарно из-под его пера вышло свыше 30 повестей и романов, а также десятки миниатюр и рассказов. Творения прежде печатались многомиллионными тиражами и продолжают переиздаваться сегодня. Правда, полного собрания сочинений сам автор не дождался — оно вышло только после его смерти.


Могила Валентина Пикуля. 

Произведения Валентина Пикуля вы можете взять у нас в библиотеке - «Из пантеона славы : Исторические миниатюры» и «Господа, прошу к барьеру : Исторические миниатюры».
Также, читать онлайн в:
Электронная библиотека ЛибКат
Электронная библиотека Chitat-Online.org
Ридли
Kniga-online
БИБЛИОТЕКА ФБ2.РФ