С. С. Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его музыкальная сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и Седьмая симфония считаются шедеврами в мире музыки.

С 1913 по 1917 год Прокофьев жил в доме № 1 по Измайловскому проспекту (жилой дом, известный под названием «Доходный дом Серебряковых», построен в 1840 году). В 1994 году на доме была установлена гранитная мемориальная доска с барельефом музыканта (архитектор В. В. Исаева, скульптор Э. М. Агаян).

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Все дети, родившиеся до Сергея, , умирали в младенчестве, поэтому он был долгожданным и желанным ребёнком, которому досталась вся любовь и забота родителей. Отец, Сергей Алексеевич Прокофьев (1846—1910), происходил из купеческой семьи, учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии. Отец управлял имением своего бывшего однокурсника по академии Д. Д. Сонцова. Мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова (Жидкова), 1855—1924), родилась в Санкт-Петербурге и окончила гимназию с золотой медалью.

Маленький Прокофьев с родителями 

Семья принадлежала к интеллигенции. Отец научил сына играть в шахматы, а мать привила любовь к музыке. Мария Григорьевна прекрасно играла на фортепиано и с большим упорством добивалась как можно лучшего исполнения разучиваемых пьес. Интересовалась только серьёзной музыкой. В доме звучали Бетховен и Шопен, к лёгкой музыке относились с презрением.

Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. «Индийский галоп» зафиксировала его мать, а остальные (рондо, вальсы, и так называемые «песенки») он уже записывал сам, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

В 1900 году под впечатлением от услышанных им «Фауста» и «Князя Игоря» Прокофьев сочинил своё первое произведение крупной формы – оперу «Великан», а затем – «На пустынных островах». Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. Занятия помогли юному дарованию в создании оперы «Пир во время чумы», первой в его жизни симфонии, двух сонат и ещё нескольких небольших пьес.

В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в Петербургскую консерваторию. Вступительные экзамены принимал корифей композиторского искусства Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его учителями были известные композиторы Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка) и Николай Черепнин (дирижирование), пианистка Анна Есипова (фортепиано), композитор и музыкальный критик Язеп Витол (музыкальная форма) и другие.

Первое выступление композитора на публике на традиционном музыкальном вечере Реформаторского училища происходило 18 декабря 1908 года. Он исполнил семь своих пьес. Об этом выступлении даже написали в столичных газетах. Музыкальный язык автора существенно отличался от сочинений его сверстников.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции и классу инструментовки, в 1914 году – по классу дирижирования и фортепиано, в 1917 году – как органист. В конкурсе среди пяти лучших выпускников он стал победителем за исполнение своего Первого концерта для фортепиано с оркестром и награждён премией имени Антона Рубинштейна.

С 1908 года Прокофьев выступал как пианист с исполнением собственных произведений, с 1913 года гастролировал за рубежом. Находясь в Лондоне, в 1914 году Прокофьев познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Их связало многолетнее сотрудничество, которое завершилось лишь со смертью антрепренёра в 1929 году.

Для упрочения статуса композитора Прокофьев стал заводить знакомства среди дирижёров и издателей. В 1911 году издательством по выпуску нот Петра Юргенсона впервые была напечатана его фортепианная соната.

С первых шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник дерзко-новаторских (по меркам начала XX века) средств выразительности. После исполнения в 1913 году Второго концерта для фортепиано, музыкальные критики особенно рьяно взялись обсуждать услышанное на колонках газет. Один из рецензентов назвал композитора кубистом и футуристом.

Среди фортепианных произведений консерваторского периода выделяются "Наваждение", "Токката", Соната № 2 для фортепиано (все – 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), цикл "Сарказмы" (1914).

В 1913-1918 годах композитором созданы оперы "Маддалена" (1913) и "Игрок" по Федору Достоевскому (1915-1916), сказка "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914), оркестровая "Скифская сюита" (1914-1915), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и др.

Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.

Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях. Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре». А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

Политика мало интересовала композитора, и революция не произвела на него особого впечатления. В 1918 году, дав прощальный концерт в Москве, он выехал из страны через Владивосток пароходом в Токио, а затем – в США. Находясь в Нью-Йорке, композитор сочинил фортепианный цикл камерных пьес «Сказки старой бабушки», оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци (1919 год), которая принесла ему мировую известность. Опера была поставлена в 1921 году в оперном театре Чикаго.

В 1922 году Прокофьев переехал в Германию, через год – во Францию. В Париже на его музыку «Русский балет» Сергея Дягилева создал балеты «Стальной скок» (1927 год) и «Блудный сын» (1928 год). В 1925-1931 годах Прокофьев написал Вторую, Третью и Четвертую симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 20-е, 30-е годы Прокофьев много гастролировал по городам Европы и Америки, где он выступал как пианист и как дирижер. Несколько раз с большим успехом выступил в Советском Союзе. Во время одного из этих приездов он написал музыку к спектаклю «Египетские ночи» в Камерном театре (1934 год).

Сергей Прокофьев был женат дважды. Первой его супругой была Каролина Кодина -Любера или просто Лина Прокофьева - фамилия, с которой она не расcтанется до конца своих дней, несмотря ни на что. Каролина Кодина родилась 20 октября 1897 года в Мадриде. Ее матерью была русская дворянка, оперная певица Ольга Немысская, ее отцом был каталонский оперный певец-тенор Хуан Кодина. Родители Лины часто гастролировали и она воспитывалась в доме своего деда-русского потомственного дворянина, аристократа, привившего Лине с самого детства любовь к Пушкину, Льву Толстому, Чехову. Лина свободно владела 4 иностранными языками, обладала незаурядными вокальными данными и мечтала продолжить дело своих родителей, которые в 1916 году перебрались в США и к которым приехала Лина.

Композитор встретил свою будущую жену в Нью-Йорке в 1918 г., куда он эмигрировал. Семья Лины вращалась в русскоговорящих кругах Нью-Йорка и посещала концерты Сергея Прокофьева. После одного из его выступлений они и познакомились. Лина к тому времени уже была известна в музыкальных кругах Нью-Йорка. У нее было красивое меццо-сопрано и среди ее почитателей были Эрнест Хемингуэй, Артур Рубинштейн и Рахманинов.

Прокофьев называл любимую Пташкой, считая, что голос у неё звонкий, как у птички. Он написал для "пташки" цикл песен. Они концертировали вместе - русский пианист и композитор Прокофьев и испанская меццо-сопрано Лина Любера - в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки по материнской линии.

20 сентября 1923 года Сергей Прокофьев и Каролина Кодина-Любера поженились в баварском городе Этталь. В феврале 1924-го в их семье родится их старший сын - Святослав. А спустя 4 года - младший сын - Олег.

Лина слыла эталоном вкуса и элегантности в артистических кругах Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Она была блестяще образована. Ее ближайшими друзьями были Морис Равель, Коко Шанель, Константин Бальмонт посвящал ей стихи, а извечный соперник Прокофьева-Игорь Стравинский открыто и публично называл Лину - "божеством совершенной красоты". Вообще Парижский период жизни с Прокофьевым, Лина назовет самым счастливым в своей жизни. Ее рисовал Пикассо, Равель посвящал ей свои музыкальные этюды.

С матерью композитора 

Каролина Прокофьева 

Каролина была образцовой женой. Прекрасно понимая, что она жена гения, Лина перестала думать о собственной карьере и полностью растворилась в семейных хлопотах. Она вела быт, была личным секретарем мужа, вела все переговоры, касающиеся его концертов, организовывала концерты супруга, делала переводы на разные языки. И всё у неё получалось элегантно, играючи и красиво. Мужа она поддерживала всегда и во всём. Поддержала она и его мечту вернуться на родину: там он мог заняться написанием музыки, а Лина понимала, насколько для него это важно. На Западе он мог заработать только исполнительской деятельностью, чтобы прокормиться. Лина обожала мужа и понимала, что для него на первом месте – творчество, а значит - вариантов нет, нужно переезжать.

                                                                                                     С Линой и детьми 

В первые годы музыку Прокофьева власти принимали очень хорошо, но потом его попросили написать кантату, восхваляющую революцию. Он написал. В ответ услышал: стиль не подходит. От него хотели простоты — той простоты, на которую он не был готов. Началась цензура, проекты Прокофьева постоянно откладывались, например, постановку оперы «Война и мир» откладывали 4 раза. С позиции композитора № 1 в России Сергей Прокофьев был низвергнут, его стали критиковать и травить в прессе. Он почувствовал себя в некоторой ловушке. Именно тогда его жизнь в каком-то смысле закончилась, дух оказался сломлен всем происходящим. Круг друзей Прокофьевых катастрофически редеет – этот пропал без вести, другой арестован, третий расстрелян или объявлен шпионом.

В 1938 году Сергей Прокофьев отдыхал в Кисловодске. Там он знакомится с 22-летней Мирой Мендельсон - литератором, дочерью известного большевика - Абрама Мендельсона, двоюродной племянницей Лазаря Кагановича. Мира буквально преследует композитора по пятам. Везде, где появляется Прокофьев, присутствует и Мира. Тоже самое продолжается и в Москве. Прокофьеву льстит внимание молодой особы. Лина не придает серьезного значения дружбе супруга и миниатюрной Миры. Но в 1941 году Прокофьев уходит от Лины к Мире Мендельсон. Даже в этой ситуации Лина повела себя, как истинная леди. Ни скандалов, ни слез, ни упреков.

С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич вместе с Мирой уехал в эвакуацию, а Лина с детьми остались жить в Москве. Лина отказалась от предложения Прокофьева на эвакуацию и всю войну проработала переводчицей, а Сергей Прокофьев при любой возможности слал в Москву продукты, деньги, какие-то вещи.

В военное время Сергей Сергеевич создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

                                                                           С Мирой Мендельсон 

В конце 1947 года советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор мог жениться вновь, что он и сделал в 1948 году. А спустя месяц после его свадьбы 20 февраля Лину Кодину арестовали, она провела 9 месяцев на Лубянке и в Лефортово, осуждена за шпионаж и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима. Для семьи это стало шоком, но тогда никто не смог ей помочь. Супруг и сыновья сами висели на волоске, любое неосторожное слово могло иметь трагические последствия для всех. В Абезьском лагере, в республике Коми Каролина Прокофьева рыла мёрзлую землю, работала на стройке, а по ночам преподавала женщинам в бараке пение. Сергей Прокофьев через знакомых посылал первой жене посылки с едой и вещами, что очень её поддерживало.

Следующие годы были самыми тяжелыми для Миры и Сергея. Его музыка почти не исполнялась, он влез в долги, здоровье ухудшалось. Какое-то время они жили лишь на профессорскую зарплату отца Миры, но даже в таких условиях Прокофьев помнил о сыновьях, которые теперь стали детьми «врага народа» со всеми вытекающими последствиями, и чувствовал бесконечную вину за это перед ними и Линой. Помогал им деньгами, продуктами, выбивал через друзей путевки на море, но исправить своих ошибок уже не мог. Это его тяготило и приближало скорую кончину.

Святослав и Олег Прокофьевы 

С сыновьями 

Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи - поселка Николина гора. Среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей, но все равно писал одновременно сонату, балет и симфонию. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» — увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950).

Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза. Так как композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, в этот день в Москве даже не оказалось цветов — все достались Сталину, поэтому на гражданскую панихиду люди шли с комнатными цветами в горшках. Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений. В 2016 году в России был объявлен Годом Прокофьева и в Камергерском переулке в Москве был открыт памятник композитору. Память о нем увековечена в названиях улиц, фильмах, книгах, статьях. Однако самым главным памятником ему остается музыка — Прокофьев входит в число самых «исполняемых» композиторов XX века.

Могила С. Прокофьева на Новодевичьем кладбище 

Памятник Прокофьеву в Камергерском переулке