Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук познакомились не на съемочной площадке картины «Отелло», как может показаться. Их первая встреча состоялась еще за год или даже за два года до начала съемок. Знакомство произошло на троллейбусной остановке возле Киностудии имени Горького.
Пока Ирина Константиновна ждала троллейбус, к ней подошел Сергей Федорович, но знакомиться с юной девушкой не стал, а вошел вместе с ней в троллейбус и охранял ее от давки в транспорте на протяжении всей поездки. Тогда была не самая лучшая обстановка для знакомства, актриса доехала до своей остановки и выбежала из транспорта так, что чуть не угодила под машину.
Вторая встреча была более приятной: через год они увиделись на выставке в Академии художеств. Войдя в зал, Ирина Константиновна увидела, что ее портретом, принадлежащем кисти художника Василия Ефанова, любуется мужчина. В нем она узнала того самого пассажира троллейбуса, который так ее смущал. Но и тогда их знакомство не состоялась, так как актриса вскоре покинула выставку.

Настоящее большое чувство накрыло их на съёмках фильма «Отелло», бурный служебный роман разгорелся на съёмках в Крыму. В самом начале их сотрудничество было непростым и напряженным, ведь Скобцева была больше театральной актрисой. Сергей Федорович насторожился, но решил дать своей партнерше шанс и предупредил, что ей придется очень много работать.
Возможно, именно яркая вспышка чувств помогла актёрам сыграть любовь и ревность столь достоверно – до сих пор «Отелло» Юткевича считается едва ли не киноэталоном этой трагедии. Тогда режиссёр в последний момент решил снять ещё сцену венчания, для чего актёров с гримёром и оператором отправили в Ригу. Но то ли ксендза не предупредили о киносъёмке, то ли он что-то недопонял, только обряд был проведён по-настоящему. Выйдя из костёла, Бондарчук бросился к Ирине: «Всё, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!» А она и не собиралась.
«Сначала задушил, потом женился», – шутил потом Бондарчук. Поначалу актер сопротивлялся нахлынувшим чувствам, ведь он был женат на однокурснице Инне Макаровой, в семье подрастала дочь Наташа. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру. Они, в свою очередь, понимали, что не могут существовать друг без друга. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь — уходи!

В 1959 году Бондарчук и Скобцева официально поженились. Именно Скобцева разглядела в Бондарчуке гениального режиссера. Весь их быт был подстроен под его творческий график: если Сергей писал сценарий, в доме царила тишина. Любую уборку, даже генеральную, Ирина проводила так, чтобы обрывки бумажек с набросками идей и диалогов оставались там, где их бросил Бондарчук. Она вела дом, если надо – забивала гвозди, принимала гостей, читала по ролям сценарии, ездила с супругом в экспедиции. Помогала, поддерживала, подсказывала. Готовила обеды не только мужу, но и членам съёмочной группы.
«Наш дом — это обычный московский хлебосольный дом, двери были открыты для всех, всегда пеклись пироги… Большая семья: папа, мама, бабушка. Бондарчук много работал дома: писал сценарии. В период „Судьбы человека“ все ему помогали: кто-то резал, кто-то клеил, а кто-то еду готовил на всю честную компанию, мама день и ночь печатала», — рассказывала Скобцева в интервью.
Мать Скобцевой Юлия рассказывала, что они между собой называли пару «за ручку». Когда Бондарчук опаздывал, он торопил жену: «За ручку, пошли».
Из воспоминаний режиссера С. Соловьева: "Еще одно воспоминание для меня тоже очень важное. Я тогда уже был постарше. Был такой журнал «Советский экран». И вдруг я нарвался на какую-то статью о том, что какой-то артист Бондарчук женился на какой-то женщине, портрет которой там тоже был напечатан. Таких женщин я в жизни не видывал! Это был ангел, чистый ангел во плоти… Я ко всем приставал: «Ну, не может такого быть, почему на таких ангелах женятся какие-то непонятные артисты. Что это такое?» Мне объяснили: все правильно, это не «какой- то» артист, а народный артист СССР Бондарчук, он знает, на ком жениться.
Он действительно знал, на ком жениться, потому что Скобцева была ему искренним другом, вернейшим человеком, это во-первых. Во-вторых, она родила ему чудесных детей, а в-третьих, была необыкновенно преданным ему человеком, что совсем не просто было. Человек он был очень непростой, но она стала ангелом-хранителем Сергею Федоровичу. И он это прекрасно понимал".

В самом начале отношений будущий супруг поставил Ирине два условия: не мешать и не расставаться. Так что карьера отошла на второй план: если муж работал в Москве, Скобцева отказывалась от гастролей — но в итоге только осталась в выигрыше. Искренне любящий жену, Сергей Бондарчук разглядел в Ирине Скобцевой не просто красивую, а характерную актрису, и подарил роли, по которым ее запомнили зрители.
Элен Безухова в «Войне и мире», Мария в «Ватерлоо», военврач в «Они сражались за Родину» — каждую из этих ролей Скобцева играла на пределе возможностей, потому что понимала: любая ее недоработка — и Бондарчука обвинят в том, что он снимает не талантливую актрису, а свою жену.
В 1962 году у пары родилась дочь Алена, а еще через пять лет — сын Федор, которому была уготована судьба пойти по стопам знаменитого отца. В семье шутили, что Алена и Федор — «дети войны и мира». Девочка появилась на свет в момент утверждения актеров на роли в киноэпопее, а мальчик — когда выходила на экраны последняя часть мини-сериала «Война и мир». Лента получилась эпохальной. Для режиссёра, его жены, великой страны СССР. Для всего мира! «Оскар» тому подтверждение.
«Эта картина ему дорого обошлась. Он… умирал на ней. Внезапно остановили съемки и велели срочно готовить первую серию для фестиваля. Нужно было все срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть», — вспоминала Скобцева.

Позднее режиссер снял картину «Они сражались за Родину», где отразил собственную боль от пережитого на войне, ленту «Степь» по повести Чехова, «Красные колокола» о мексиканской революции. Знаменательным событием стала работа над «Борисом Годуновым»: на экране появилась вся семья драматурга — Скобцева, Алена и Федор Бондарчук.
Желание снять в фильме родных дорого обошлось режиссеру — все чаще его осуждали за кумовство. Кроме того, после V Съезда кинематографистов, на котором старое руководство союза, куда входил Бондарчук, было заменено новым, позиции Сергея Федоровича ослабли. Коллеги активно критиковали как его «Бориса Годунова», так и «Красные колокола».
Роковую роль в жизни звездной семьи сыграл проект Бондарчука «Тихий Дон»». Вернувшись к творчеству Шолохова, режиссер собрался снять по его роману мини-сериал. Это происходило в конце 80-х. Денег на задумку взять было негде. Руку помощи протянули итальянские продюсеры, но они же в итоге подвели Сергея Федоровича: Энцо Рисполи обанкротился, так как взялся сразу за два фильма, и проект по Шолохову заморозили.
160 метров отснятой пленки оказались запертыми в сейфе итальянского банка, что стало ударом для режиссера. Скобцева открыто говорила, что если бы не «Тихий Дон», супруг прожил бы еще много лет. Неудача подкосила его, к давним проблемам с сердцем добавился рак. Но от своевременного лечения режиссер отказался: был слишком занят попытками реабилитировать съемки своего детища. Последние месяцы артист провел, страдая от ужасной боли. А 20 октября 1994-го жизнь 74-летнего актера оборвал инфаркт миокарда...

Вдова была разбита, но, зная как много «Тихий Дон» значил для возлюбленного, продолжала бороться за возобновление проекта. Только в 2005-м после длительных переговоров Италии с Первым каналом удалось выкупить метры пленки. Монтаж закончил сын Сергея Бондарчука Федор, что казалось наиболее правильным в сложившейся ситуации.
Это было не единственное дело, которое инициировала Ирина Константиновна ради сохранения наследия супруга. Она хранила записи режиссера, участвовала в вечерах памяти, открыла мемориальный кабинет Бондарчука в «Главкино». «Позднее мне часто говорила дочь Алена: «Мама, у тебя нет друзей». А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему», — подчеркивала Ирина Скобцева.
Ни одно важное событие не проходило без участия Ирины Константиновны, она всегда была рядом, готовая помочь советом родным и коллегам. Но годы брали свое: хронические заболевания и травмы ослабили здоровье. Так, в 2018-м звезда не смогла получить почетную награду «Кинотавра» лично.
Последние годы Скобцева провела в загородном доме, занимаясь архивами Сергея Федоровича.
Это звучит почти мистически, но Ирины Скобцевой не стало ровно в тот же день, когда умер Сергей Бондарчук — 20 октября — с разницей в 26 лет. Она скончалась в 2020 году в возрасте 93 года. Никто не удивился такому совпадению: даты памяти были тяжелы для вдовы, словно с каждым годом без супруга она теряла частичку души. Свой последний приют Скобцева обрела на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с мужем и дочерью Аленой, которая сгорела от рака в 2009 году. У поклонников нет сомнений: семья воссоединилась на небесах.


Материалы по теме
🎥Ирина Скобцева. История знакомства с Бондарчуком, важные роли и смерть самых близких. Канале Центральное телевидение
🎥Ирина Скобцева. Судьба человека. Сайт Смотрим