Размагничивание корпусов кораблей и подводных лодок

Автор:
Касьянова Галина Владимировна
главный библиотекарь,
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Размагничивание корпусов кораблей и подводных лодок

В составе группы участников проекта «Научный полк» я посетила Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН. В институте бережно хранят память о периоде Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В музее института есть блокадная экспозиция, рассказывающая о годах, которые стали тяжелым испытанием для института и его сотрудников, сражавшихся на фронте и активно участвовавших в разработке технологий, необходимых для фронта.
С самого начала Великой Отечественной войны многие именитые учёные института рвались на фронт. Но их знания нужны были для разработки новых технологий. Один из ярких примеров вклада учёных ЛФТИ в Победу - разработка метода размагничивания кораблей. Благодаря ей были спасены от смертельной опасности тысячи советских моряков.
Германия начала использовать магнитные мины ещё в 1939 году против Англии. Долгое время считалось, что спастись от них невозможно. Такая мина действовала бесконтактно: опускалась на дно и оставалась незамеченной, пока над ней не проходил корабль. Его металлический корпус изменял магнитное поле – это и приводило мину в действие. Магнитные мины немцев в годы Великой Отечественной войны были размещены в водах мирового океана, что приводило к взрывам транспортных и боевых судов. Они могли быть скрытыми на глубине, могли быть автоматически активированы при подходе судна, и могли быть слабо заметны даже при наблюдении с неба. Эти мины было очень трудно обнаружить и обезвредить, что приводило к серьезным угрозам и потерям для кораблей СССР и его союзников.
С помощью размагничивания советские корабли смогли снизить вероятность попадания в магнитные минные поля и увеличить свою выживаемость. Работы по защите кораблей от магнитных мин и торпед начались с развития методов определения намагничивания кораблей на моделях и реальных объектах, а также с создания измерительных приборов магнетомеров. Технология основана на принципе создания поля противоположной полярности, которое нейтрализует магнитное поле корабля. Она использовалась для обеспечения безопасности хождения кораблей и нейтрализации вражеских морских мин. В Физтехе еще до войны исследования по защите боевых кораблей от магнитных мин и торпед проводили Борис Александрович Гаев и Анатолий Петрович Александров. Уже в апреле 1940 года Александров выступил с докладом о разработанном в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) методе размагничивания кораблей. И хотя поначалу предложенный метод подвергся довольно резкой критике, уже к концу 1940 года испытания «системы ЛФТИ» показали эффективность защиты кораблей надводного флота.
Первоначальная критика была связана в том числе и с тем, что у руководства ВМФ не было единого мнения о принципах защиты кораблей. Однако эксперименты подтвердили эффективность созданной физтеховцами технологии. По воспоминаниям Александрова, предполагалось, что у магнитного взрывателя мины не могла быть высокая чувствительность, поскольку земное магнитное поле довольно существенно изменяется от места к месту, а его колебания часто достигают 10 – 20 миллиэрстед (мЭ), где эрстед – единица измерения напряжённости магнитного поля. Очевидно, что мина не должна взрываться от колебаний в этих пределах. «Иначе говоря, задача компенсации поля не должна решаться точно, точность порядка 10 мЭ будет вполне удовлетворительной», – считал Александров. Благодаря исследованиям физтеховцы не только создали магнитометр ЛФТИ, но и провели опыты на модели и в доках. Так появилась эффективная система размагничивания. Суть метода заключалась в том, что магнитное поле корабля компенсировалось системой накладываемых на корабль трех взаимно перпендикулярных обмоток, через которые пропускались постоянные токи определенных направлений и величин. А регулировались они с помощью системы установленных на корабле магнитометров.
К началу Великой Отечественной войны системой размагничивания был оборудован только один крупный корабль – линкор «Марат» – флагман Краснознаменного Балтийского флота. В ходе перехода эскадры кораблей из Таллина в Кронштадт было потеряно 53 корабля. Но те суда, которые накануне были оборудованы физтеховцами «системой ЛФТИ», дошли без потерь.  Поэтому уже с первых дней войны потребовались самоотверженные усилия самих разработчиков и военных моряков. Все силы были брошены на оборудование «системой ЛФТИ» кораблей флота.
27 июня 1941 года на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР был издан приказ начальника Научно-технического комитета (НТК) ВМФ о создании бригад службы размагничивания ВМФ и ЛФТИ на Краснознаменном, Балтийском и Черноморских флотах. 6 июля 1941 года последовал приказ НТК ВМФ о назначении Анатолия Петровича Александрова заместителем командира всех групп ВМФ и ЛФТИ.
На Черноморском флоте 8 июля 1941 года была организована группа из 24 специалистов ЛФТИ. С 9 августа группу возглавил А.П. Александров, затем И.В. Курчатов.
С 9 июля 1941 года начались работы на Северном флоте, в которой приняли участие А.Р. Регель и Д.В. Филиппов. 20 сентября для усиления группы приехали А.П. Александров, Л.М. Неменов, Г.Я. Щепкин.
14 июля 1941 года вышел приказ о создании группы на Тихоокеанском флоте. С 18 сентября во Владивостоке работали Н.В. Федоренко и И.Г. Факидов.
Уже в августе 1941 года основные боевые корабли на всех действующих флотах и флотилиях были защищены от магнитных мин противника. В дальнейшем в ходе войны ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине. Со временем чувствительность магнитных замыкателей повышалась.  Противник совершенствовал и создавал новые мины для борьбы с уже размагниченными советскими кораблями. По оценкам ученых, чувствительность этих мин в 10 раз превышала прежнюю. А это требовало от сотрудников Физтеха совершенствования размагничивающих устройств. Ученые ЛФТИ стали детально изучать магнитные поля кораблей, их курсовые изменения. В дальнейшем они создали курсовые обмотки с ручным или автоматическим регулированием токов. Руководивший Ленинградской группой В.М. Тучкевич получил авторское свидетельство на изобретение оригинального безобмоточного метода. Этим методом можно было осуществлять размагничивание и подводных лодок, что было невозможно первоначально разработанным методом ЛФТИ. Количество подорванных на минах подводных лодок резко сократилось.
Работы по совершенствованию систем размагничивания велись в Физтехе вплоть до окончания боевых действий. Корабли и малые суда, защищенные «системой ЛФТИ», успешно решали боевые задачи, а жизни многих моряков были спасены. Отечественные ученые продемонстрировали истинный патриотизм и навсегда вписали в историю триумфальный союз физики и флота.
Технология размагничивания была использована также на кораблях стран-союзниц антигитлеровской коалиции, включая США и Великобританию. Множество моряков США и Великобритании сохранили свои жизни благодаря труду советских физиков.
Работа физтеховского коллектива теперь широко известна, хотя в военное время даже информация о присуждении участникам этой работы Сталинской премии и других правительственных наград не публиковалась. Шесть сотрудников Физтеха были награждены в 1942 году Сталинской премией I степени: А.П. Александров, И.В. Курчатов, Б.А. Гаев, В.М. Тучкевич, В.Р. Регель и П.Г. Степанов.
Труд многих ученых по размагничиванию кораблей в условиях военного времени был оценен Отечеством только через 50 лет, и они получили уже в новой России почетные грамоты и благодарность от руководства ВМФ и президента РАН.
Важность подвига физиков ЛФТИ, сумевших разработать технологию размагничивания кораблей, нельзя переоценить. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это стало одним из ключевых факторов, который позволил союзникам победить во Второй мировой войне.