Все сюжеты мировой литературы по Ж. Польти. Часть I
В 1895 драматург Жорж Польти опубликовал одну из наиболее известных своих работ -«Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой на основе анализа многочисленных драматических произведений вывел тридцать шесть типов сюжета, к которым все они могут быть сведены. Первым число 36 было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго. Вокруг этого списка велись споры, его неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 никто не пытался.
1. МОЛЬБА. Главный герой нуждается в помощи, о чем он и просит кого-то, часто его мольба касается не личных потребностей, он может просить и за кого-то из близких.
2. СПАСЕНИЕ. Эту ситуацию можно сравнить с предыдущей, но есть и отличия, в основном, они заключаются в том, что спаситель появляется неожиданно, а главному герою не приходится молить о помощи. Спасение приходит вовремя и часто оказывается кульминацией сюжета.
3. МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Сюжет часто касается мести, совершаемой на фоне кровной ненависти - за кого-то из близких или из-за любви, может также касаться и необходимого наказания преступнику, который вовремя не получил осуждения.
4. МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. Предыдущий и этот сюжет можно было бы объединить, однако принципиальное отличие состоит в том, что виновный тоже близкий для носителя кары. Эта деталь добавляет особый драматизм происходящему.
5. ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. В данном случае, не так важно виновен ли главный герой в том, в чем его обвиняют. Основа ситуации именно в преследовании его превосходящими по силе сторонами, часто преследование совершается не людьми, а некими потусторонними силами.
6. ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ. В идеальной жизни некой системы или отдельно взятой личности неожиданно наступает период, ломающий прежние порядки. Сюжет может развиваться как на примере одного главного персонажа, так и группы героев или даже в отношении целого города или народа.
7. ЖЕРТВА. Основа сюжета - наличие пострадавшей стороны. Как правило, в ее роли выступает конкретный человек, он может не испытывать гонений общества, а быть просто жертвой обстоятельств, а может быть и отвергнутым.
8. ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ. Эта ситуация касается описания недовольства политикой одного лица или группы руководителей.
9. ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА. В основе ситуации - нарушение неких общепринятых правил или даже табу. Двигателем сюжета может быть линия любой направленности – как любовная, так и социально-общественное недовольство, так и внутренний конфликт главного героя.
10. ПОХИЩЕНИЕ. Можно рассматривать данную ситуацию и как разновидность предыдущего сюжета, однако акцент похищения именно в том, что некий объект или человек оказываются забраны. Обычно объектом похищения становится человек, это может быть и мужчина, и ребенок, и женщина, но сюжет с похищением любимой женщины наиболее популярен, а потому именно он и ассоциируется с этой ситуацией.
11. ЗАГАДКА Вокруг этой ситуации строится большинство детективных и приключенческих историй.
12. ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ. Довольно обширная группа сюжетов, где герой может иметь самые разные цели, мотивации и даже употребляемые им средства могут серьезно различаться. Однако стоит отличать эту ситуацию от похищения.
13. НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ. Не всегда близкие люди и родственники оказываются любящими друг друга, отсюда и этот сюжет - ненависть к тем, кто живет рядом или с кем судьба связала кровными узами.
14. СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ. Эта ситуация отличается от предыдущей лишь снижением накала страстей. Это более бытовой вариант сюжета- здесь родственники так же не любят друг друга, на чем и строится соперничество, однако применяются менее жестокие способы противостояния.
15. БЕЗУМИЕ. Безумие – это очень интересный и в то же время довольно удобный драматический элемент, так как он позволяет персонажу исполнять многие действия, не имея при этом мотивации или достойного мотива.
16. РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ. Это поступок, от которого героя обязательно предостерегли еще в самом начале истории, но в силу стечения различных обстоятельств персонаж не смог последовать совету и все же исполнил запрет. Способствовать этому могут как неосторожность или глупость самого персонажа, так и некая посторонняя сила, действующая как подстрекатель.
17. НЕВОЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ. Эта драматическая ситуация описывает любовные отношения, которые не должны были совершиться, но из-за незнания героев о своей родственной связи все же образуются.
18. НЕВОЛЬНОЕ УБИЙСТВО БЛИЗКОГО. Сначала персонаж убивает другого из-за ненависти или даже по случайности и лишь потом узнает, что, на самом деле, совершил преступление против кровного родственника. В такой ситуации оба героя могут не знать происхождения друг друга или только жертва быть в курсе происходящего, но не иметь возможности или времени предупредить своего убийцу.