Журналы 2024 год
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология
Журнал «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» выходит в свет с 1977 г. На страницах журнала печатаются материалы, содержащие результаты теоретических, экспериментальных, методологических, обзорно-аналитических, прикладных и других разнообразных исследований, проводимых на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в других научных организациях и вузах России и зарубежья.
Журнал ориентирован на специалистов в области психологических наук, а также на представителей смежных профессий.
«Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5-7 лет»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №4, 2024 г. опубликована статья коллектива авторов «Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5-7 лет». Идея Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта продолжает развиваться на эмпирическом материале. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, что влияет на социальную и академическую эффективность. Знания о взаимосвязи между речевым и эмоциональным развитием в рамках социальной ситуации развития помогают лучше понимать особенности развития дошкольников в целом и разрабатывать необходимые корректирующие программы. Было установлено, что возраст значимо связан с показателями объема общего и эмоционального словаря, а также с пониманием эмоций по всем выделенным аспектам. Различные уровни понимания эмоций имеют различные взаимосвязи со словарным запасом, как общим, так и эмоциональным. Важным результатом является выявление значимости вклада в понимание эмоций активного, а не пассивного эмоционального словаря, что позволяет предположить значимую роль вербализации эмоционального состояния, помогающей дошкольникам лучше понять эмоцию. Исследование показало, что речевое развитие оказывает влияние на понимание эмоций в дошкольном возрасте. При этом с возрастом происходит увеличение объема общего и эмоционального словарного запаса детей, а также способности к пониманию эмоций.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510367
«Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №3, 2024 г. опубликована статья коллектива авторов «Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии». В исследовании рассматривается роль контроля и поддержки автономии как двух наиболее важных факторов родительского воспитания. Научный анализ последствий родительского контроля и поддержки автономии необходим как для углубления теоретических представлений о роли автономии в детско-родительских отношениях, так и для разработки обоснованных практических рекомендаций. Подтвердилась гипотеза о позитивной связи поддержки автономии родителями в детстве с академическими достижениями студентов, опосредованной внутренней учебной мотивацией. Показано, что контролирующий стиль воспитания является предиктором экстернальной мотивации и амотивации студентов вузов, в свою очередь негативно связанных со всеми тремя типами внутренней мотивации. Результаты исследования свидетельствуют о важной роли родительских практик, характеризующих психологически зрелые детско-родительские отношения для (де)мотивации и успешности учебной деятельности студентов. В частности, показано большое значение поддержки автономии ребенка и негативный вклад родительского контроля на значительно более поздних этапах социализации, чем детство, - на этапе начинающейся взрослости.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510397
«Отношение педагогов и психологов к игрушке: историческая динамика ценностных ориентиров в России»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №2, 2024 г. опубликована статья Рябковой И. А. и Мазманянц М. Г. «Отношение педагогов и психологов к игрушке: историческая динамика ценностных ориентиров в России». Цель данной статьи, изучить динамику отношения к игрушке на протяжении конца XIX - начала XXI в. Вместе с игрушками, которые общество предлагает для детской игры, транслируются ценностные ориентиры этого общества. Детская игра зависит от идеологии взрослых, их представлений об устройстве игры, ее значении и месте в жизни ребенка. Отношение к игрушкам отражает отношение взрослых к детям и меняется вместе с социокультурной ситуацией. Изучение этой динамики необходимо как для расширения научных представлений об игрушке, так и для понимания того, какой вклад вносят взрослые в построение феномена детства. В ходе исследования обнаружены два сдвига в отношении к игрушке, обусловленных изменениями социокультурной ситуации в стране: первый связан с революцией и возникновением СССР, а второй - с перестройкой и распадом СССР. В конце XIX - начале XX в. игрушка - это любой предмет, используемый в игре, хорошая игрушка - самодельная игрушка, а чтобы правильно выбрать игрушки, нужно изучать игровые потребности ребенка. С возникновением СССР игрушки - средство воспитания и обучения, поэтому их нужно выбирать, ориентируясь на цели коммунизма: играя с ними, ребенок становится советским гражданином. Под игрушками теперь понимаются те, что создаются взрослыми детям, а хорошие игрушки - те, что способствуют формированию такого человека. С распадом СССР растет плюрализм мнений в сфере игры и игрушки. Увеличивается число исследований в этой области и появляется представление о необходимости создания объективной оценки игрушек. В исследовании показана динамика отношения педагогов и психологов к игрушке в условиях смены социокультурных ситуаций.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67921519
«Особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах»
В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология» Т.47 №1, 2024 г. опубликована статья Мельниковой О. Т. и Нестеровой Е. М. «Особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах». Сегодня наблюдается тенденция внедрения онлайн-коммуникации в сферу научных исследований. Развитие данного тренда в социальной психологии ускорили пандемия COVID-19 и требования социального дистанцирования, затрудняющие применение качественных методов в очном формате. Использование фокус-групп в онлайн-формате стало актуальным для исследователей еще до начала пандемии, и сейчас практическая значимость изучения онлайн фокус-групп только увеличивается. В статье выделены категории, отражающие особенности взаимодействия участников на каждом из этапов групповой дискуссии в онлайн и в очных фокус-группах. Выявлены особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63953917
Современные гуманитарные исследования
Журнал выходит с 2004 года, публикуя научные статьи по гуманитарным дисциплинам. Основными разделами издания являются: История и археология, экономика, философия, юриспруденция, педагогика, языкознание.
«Роль личности педагога в вопросах воспитания студентов педагогического вуза»
В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 6, 2024 г. опубликована статья коллектива авторов «Роль личности педагога в вопросах воспитания студентов педагогического вуза». Роль личности педагога является духовной движущей силой для содействия высококачественному развитию образования, важной ценностью для подготовки студентов педагогического вуза. Высшее учебное заведение являются основными позициями для подготовки будущих педагогов. Роль личности педагога должна быть интегрирован в систему подготовки студентов педагогического университета, содействовать реформе образования и обучения и реализовать дух педагогов. Данная статья глубоко интерпретирует духовную коннотацию педагога; предложить интегрировать дух педагога в программу подготовки специалистов в педагогическом вузе.
Доступ к статье: https://elibrary.ru/item.asp?id=80272592
«Роль английской литературы в воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку в процессе дополнительного образования»
В журнале «Современные гуманитарные исследования» № 2, 2024 г. опубликована статья Купряшина С. А. и Шленской Н. М. «Роль английской литературы в воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку в процессе дополнительного образования». Воспитание младших школьников на факультативных уроках английского языка через изучение английской литературы представляет собой уникальный и важный аспект обучения. Цель статьи - рассмотреть особенности обучения младших школьников иностранному языку на основе работы с художественной литературой на примере сказки Беатрис Поттер «The Tale of Peter Rabbit”. Работа с художественной литературой помогает не только развить у детей навыки чтения текста, а также учит их определять заложенный в тексте глубокий смысл и развить словарный запас. Классическая английская литература также помогает сформировать у детей понятия о духовных и нравственных ценностях, научиться сопереживанию. Эмотивная лексика помогает учащимся понять чувства и состояния главных героев. Изучение английской литературы способствует развитию культурной грамотности учащихся, углубляет их понимание мировой литературы, истории и культуры англоязычных стран. Это может способствовать формированию нравственных ценностей и открытого отношения к миру.
Доступ к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67318727